20 января 2018 года турецкое государство начало атаковать Африн. Турецкие военные использовали 72 единицы боевой авиации, нанеся удары по более чем 185 служебным, гражданским, медицинским и военным объектам города.
Вскоре за воздушными ударами последовали наземные атаки, которые осуществлялись под руководством наемников из так называемой Национальной армии, сформированной при помощи Турции в 2017 году.
На переговорах в Астане Россия и Турция достигли соглашения, которое включало вывод из Гуты наемных парамилитарных формирований, связанных с турецким оккупационным государством.
Менее чем за 20 дней Турция и протурецкие наемники отняли множество жизней жителей Африна. Было совершено пять нападений, приведших ко множественным смертям среди местного населения. Первый инцидент произошел 20 января, когда атакам подвергся район к югу от города, и в результате был убит ребенок и около 20 рабочих. Вторая трагедия случилась 21 января в деревне Джалабра в районе Шерава. Здесь были убиты 10 мирных жителей, еще 12 человек получили ранения.
Третья атака произошла 26 января, удар был нанесен по центру района Мобата. Погибли 6 мирных жителей. Четвертое нападение случилось 28 января – оно имело своей целью деревню Кобла в районе Шерава. 8 человек были убиты, 7 ранены, а 10 местных жителей пропали без вести. Пятое нападение врага было совершено 9 февраля – это был удар по деревне Шакта в районе Шиа. Были отняты жизни 7 человек.
Эскалация военной агрессии из-за молчания международного сообщества
Турецкие нападения усилились из-за молчания международного сообщества. 16 марта 2018 года оккупационная армия Турции нанесла удар по госпиталю Аврин. Были убиты более 16 мирных жителей, включая раненых детей, которые проходили лечение в оказавшейся под ударом больнице.
Сотни тысяч жителей Африна были вынужденно перемещены, им пришлось оставить свои дома из-за жестоких ударов врага; они бежали в сторону районов кантона Шахба.
Принудительное перемещение и расселение после оккупации
После оккупации Африна 18 марта 2018 года большинство местных жителей были насильственно перемещены. Турция и протурецкие наемные формирования перешли к политике террора против тех немногих, кто остался в своих домах. Для жителей Африна были введены несправедливые законы, ношение никаба стало обязательным для женщин, а похищения и пытки мирных граждан, изнасилования женщин, захват имущества местных жителей, разграбление и уничтожение археологических памятников стали своего рода «повседневной нормой».
Помимо расселения родственников бойцов из наемных парамилитарных формирований, которое велось здесь, чтобы изменить демографию Африна и стереть его самобытность, оккупанты меняли названия учреждений, деревень и городов на турецкие и арабские. Они поднимали над зданиями турецкие флаги. Захватывали фруктовые сады местных жителей, крали урожаи оливок, а оливковое масло экспортировали на мировые рынки Испании и Америки.
За четыре года оккупации похищено более 8 063 гражданских лиц
По данным правозащитной организации «Африн – Сирия», собирающей документальные данные о происходящем, за четыре года оккупации было похищено более 8 063 мирных жителей. Судьба более чем трети из них до сих пор неизвестна, а сотни из них были освобождены в обмен на огромный выкуп, который платили их родственники.
Более 655 мирных жителей погибли. Из них 498 человек погибли в результате турецких бомбардировок, 90 умерли под пытками, не вынеся мучений, и не менее 696 были ранены в результате турецких бомбардировок, в их числе 303 несовершеннолетних и 213 женщин.
Более 333 900 оливковых деревьев и часть лесного массива были вырублены, а более трети площади, предназначенной для возделывания, оцениваемой более чем в 11 тысяч гектаров, было сожжено с момента начала оккупации Африна.
Семьи наемников селились в домах жителей Африна
84 семьи членов наемных протурецких формирований были поселены в деревне Маарска в Шера; 2200 наемников – в поселении Марьямин; 69 родственников наемников поселились в деревне Тринада; 100 наемников с семьями – в деревне Маарат; еще 60 – в деревне Мулла Халил Джандарис.
Таким же образом в районе Шерава около 1 250 наемников и их родственников были расселены в деревне Аль-Газавия, 500 – в деревне Иска, 560 – на территории между поселениями Аль-Газавия и Бурдж Абдало.
При финансировании и поддержке организаций Европы и стран Персидского залива, а также под контролем турецкой организации по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (AFAD) Турция провела работы по строительству жилых комплексов для поселенцев в большинстве городов и районов оккупированного кантона Африн. Так оккупанты создали более 30 лагерей и 30 поселений в районе Африна.
По последним имеющимся данным, Турция расселила почти 400 000 человек по деревням и районам Африна.
Изменение идентичности оккупированного Африна
После оккупации кантона Африн Турция и ее наемники попытались изгнать с родной земли всех его коренных жителей, совершая чудовищные преступления и вынуждая людей бежать.
Названия населенных пунктов были изменены на османские, турецкий флаг и изображения Эрдогана вывешивали повсюду – на вывесках в поселениях, районах и учреждениях. В школах навязывалось изучение турецкого языка.
Места поклонения были разрушены, а могилы павших подверглись вандализации и осквернению.
Разрушение исторических памятников
Исторические памятники и археологические объекты тоже пострадали от турецкой оккупации. По меньшей мере 5 археологических мест, отражающих историю региона, были стерты с лица земли. Среди них оказались храм Айн-Дара, который классифицируется ЮНЕСКО как один из самых важных археологических объектов в Сирии; хеттское (Нешили) место (1200 г. до н.э.) и место пророка Хори, которое датируется периодом хурритского царства, около 3500 г. до н.э., и классифицируется ЮНЕСКО как один из самых важных археологических памятников в Сирии и на Ближнем Востоке.
По данным управления по вопросам охраны памятников древности в Африне, более 59 археологических объектов, курганов и складов, а также более 28 религиозных святынь различных верований и религий были вандализированы и разрушены. Кроме того, многие древние гробницы были снесены бульдозерами, а на месте одной из них теперь расположен животноводческий рынок.