Бесе Эрзинджан, координатор АЖК (Ассоциации женщин Курдистана), рассказала о положении молодежи в Курдистане, выступив в программе Xwebûn в эфире канала Jin TV. Ведущая Арджин Байсал задала активистке вопросы о давлении турецкого режима на молодых людей, и Эрзинджан отметила, что, хотя особая политика войны проводилась в Курдистане и раньше, в последние годы ситуация усугубилась.
- Все революции начинались с молодежи, с её бунтарства. Как Вы оцениваете роль молодых людей в революциях?
- Конечно, молодежь – это одна из групп, которая больше всего страдает в условиях системы капиталистического модерна. Особенно это касается девушек. Взрослея в этом обществе, они ощущают двойную меру угнетения. Принято считать, что у них нет собственной воли. Надо понимать, что национальное государство хочет подчинить молодежь, используя такие сферы, как труд и образование. Каждый стремится использовать ситуацию в своих интересах. Молодые люди вынуждены очень долго искать себя. Когда они выходят в общество, они понимают, что у них нет права голоса, что на них оказывают давление, не ценят ни их труд, ни их самих, и тогда юноши и девушки начинают искать свой путь. Они хотят прояснить свое будущее, чтобы выжить.
Если проанализировать различные прогрессивные движения– оценить деятельность тех, кто борется за свободу, сохранение окружающей среды, демократию, права женщин, – то мы увидим, что большинство из них возглавляют молодые люди. Молодежь всегда идет в авангарде протестов против капиталистической системы. Так происходит потому, что молодые люди не видят будущего. Такая же ситуация сложилась в курдском обществе. Когда наступает Науроз (курдский Новый год – прим.) именно молодежь идет в первых рядах. В случае с партизанским сопротивлением именно молодые люди участвуют в боевых операциях на самых сложных фронтах и приносят большие жертвы. Когда речь идет о женском вопросе, решение бороться принимает именно молодежь. Девушки и юноши ведут за собой общество благодаря своей смелости, своей позиции. Когда молодые люди сталкиваются с правильной идеей, они убеждены, что могут сделать все. Так происходит и в нашем движении. Молодые люди очень активны и созидательны, они способны находить радикальные альтернативы.
- В последние годы во всем мире растет число молодых активистов, и политика государств меняется. Сейчас вотношении молодежи принимают целый рядполитических мер. Какое общество хочет построить национальное государство, учитывая потребностимолодежи?
- Национальное государство больше всего поощряет мужское господство и вертикаль государственной власти. Небольшая горстка богатых мужчин доминирует над всем обществом. На этом фундаменте строится система национального государства. Поэтому управление в рамках подобных систем осуществляется не только путем угнетения. Все начинается с воспитания детей и юношества, которое формирует менталитет. Такие режимы воспитывают для себя будущих слуг государственной системы. Их система образования создает роботов. Молодых людей учат правилам, традициям, истории, искусству, основам философии, чтобы они могли хорошо послужить своему национальному государству. У них нет ни подлинной культуры, ни свободы, ни права на родной язык, ни настоящей истории.
Когда одна нация становится суверенной, она вытесняетдругие нации. Мы наблюдаем подобную картину в Турции. Молодые люди – это курды, армяне, алевиты, представители разных народов. Однако, в Турции создана система, в которой все говорят на одном языке. Когда у молодого человека нет своей идентичности, когда у него нет языка, то как ему найти себя и стать личностью? И даже когда речь идет о турецкой молодежи, ситуация не слишком отличается. Люди без воли принимают все.
То же самое происходит в Иране. Давайте оценим и сирийскую систему. Баасистский режим использует похожий подход. На Ближнем Востоке системанационального государства ведет к тому, что молодых людей лишают воли. В результате они отрицают свою собственную культуру и родной язык. Капиталистическая современность намерена отнять у молодежи даже намек на свободу. Она поощряет наркотики и проституцию. Цель современной капиталистической системы – сделать молодых людей слабовольными, отнять у них способность думать о свободе, политике, своей стране и демократии. Эти молодые люди живут в рамках норм и правил национального государства, действуют исходя из принципа приоритета личных интересов, и выходят в жизнь, становясь индивидуалистами. Когда они взрослеют, они совершают насилие над женщинами и стариками, не принимают жизнь в обществе. Система функционирует так, что молодые люди теряют возможность узнать самих себя, они не думают о том, что могут дать им организации, что будет, если они станут принимать решения самостоятельно и работать на благо своей страны.
Однако, на мой взгляд, молодежь способна на многое. Наша страна окутана пеленой лжи, мы видим нищету, насилие, иерархические структуры и давление на новое поколение, но молодежь бунтует, хотя едва ли понимает идею свободы. Мы не должны винить их, потому что эта система создана капиталистическими силами, и её необходимо анализировать. Такой атаки на молодежь, как в XXI веке, не было никогда прежде. Давление и манипуляции осуществляются средствами телевидения, Интернета, самых современных технологий. Образование тоже оказывает сильнейшее влияние.
Чтобы сохранить свой шанс выжить и не отказываться от рабовладения, капитализм не позволяет новому поколению осознать свои интересы. Никогда еще молодые люди не испытывали такого давления со всех сторон. Политика подавления молодежных движений существовала всегда, но в этом веке она впервые вышла на такой уровень. Особенно это касается молодых женщин. Молодежь чаще всего страдает от насилия и изнасилований, как девушки, так и юноши. Молодежь больше всего страдает от безработицы. Народный лидер курдов Абдулла Оджалан опирался в основном на женщин и молодежь, понимая, что их время пришло. XXI век – это век женщин и молодежи. Если в этом веке случится прорыв, это произойдет благодаря идеям Оджалана.