Странствующий кинофестиваль «Раванд» прибыл в Рим
Севиназ Авдике, режиссёрка и глава Рожавской кинокоммуны, прибыла в Рим, чтобы представить проект курдского странствующего кинофестиваля «Раванд».
Севиназ Авдике, режиссёрка и глава Рожавской кинокоммуны, прибыла в Рим, чтобы представить проект курдского странствующего кинофестиваля «Раванд».
«Раванд» – это проект, созданный Рожавской кинокоммуной, Observatori Ovni and Streeen.org, при финансовой поддержке Кинофонда Гётеборга. Целью проекта является создание новых фильмов на территории северо-восточной Сирии с дальнейшим их продвижением.
Раванд означает кочевник. Само название проекта указывает на то, что данный кинофестиваль является «странствующим», он путешествует по разным странам – это Испания, Италия, Франция. С 7-го по 12-ое июня «Раванд» будет находиться в Риме с программой кинопоказов и бесед со зрителями.
Открытие фестиваля состоялось в Cinema Quattro Fontane показом Blackberry Season (Сезон ежевики), созданного Хасимом Айдамиром. Вчера показ проходил в Cinema Madison, где были представлены работы «Одинокое дерево» (режиссёр Шеро Хинди) и «Мал» (дом, режиссёр – Севиназ Авдике).
Сегодня в Centro Sperimentale di Cinematografia в 3 часа дня состоится показ фильма Ji Bo Azadiye (Конец будет захватывающим), снятым Арсином Чаликом, а также фильма «Маль». В 7 часов вечера в Scena покажут последнюю работу Хинди – «Любовь во время геноцида».
На прошлой неделе «Раванд» был в Мадриде, где программу помогло провести объединение «Рожава Азади». За последние годы Рожавская кинокоммуна смогла создать пару произведений, несмотря на все трудности, которые переживают главные герои картин, проживающие на данный момент на территориях, страдающих от турецких нападений и террора со стороны джихадистов.
Севдиназ Авдике поговорила о том, что значит быть кинорежиссёром в Рожаве и принимать участие в работе Коммуны, пространстве, которое занимается отражением и показом в своих работах политических и социальных изменений, происходящих на севере и востоке Сирии с 2012 года, когда местное население вместе с силами самообороны объявило о создании автономии и начало своё сопротивление, которое не могут сломить ни террористы из ИГИЛ* (организация, запрещённая в РФ), ни сирийский режим, ни Турция во главе Реджепом Тайипом Эрдоганом.
«Рожавская кинокоммуна, – рассказывает Авдике, – в самом начале не была централизованной организацией. Некоторые режиссёры, которые уже снимали свои фильмы после революции, обладали полной творческой свободой. Многие интернационалисты, прибывшие в Рожаву для участия в борьбе, тоже снимали кино. Они прибыли сюда не для того, что делать кино, а чтобы сделать вклад в революцию. И обе группы начали работать вместе».
Севиназ рассказала о цензуре сирийского режима. Несмотря на то, что часто что-то удавалось снять с одобрения властей, в итоге финальный продукт никогда не выходил на широкие экраны.
Когда Рожавская кинокоммуна зарождалась, в ней было всего 30 человек, из которых лишь пятеро являлись профессионалами в киноделе, тогда перед курдским кино стояло много вызовов. Севиназ родилась в семье деятелей искусства и режиссёров. Она изучала кинопроизводство в Амеде (Диярбакыр), исторической столице северного Курдистана. До этого на протяжении четырёх лет она изучала психологию в провинции Дейр эс-Зор. Однако она всегда знала, что именно кинематограф является главной мотивацией в её жизни, не только в профессиональном плане, но и в том, что касается исторической многолетней борьбы её города.
«В самом начале у нас были люди из Рожавы, Бакура (турецкий Курдистан) и интернационалисты, которые все объединились ради общего дела», – рассказывает Севдиз о зарождении проекта. «Они сделали заявление, приглашая молодых людей принять в нём участие. Были созданы рабочие группы, которые должны были трудиться в течение трёх месяцев. В июле 2015 года было объявлено о создании Рожавской кинокоммуны как организации. У нас были как известные режиссёры, так и те, кто никогда не трудился в киноиндустрии. И все они объединились ради Коммуны».
Первой целью и задачей Коммуны стало «учить и тренировать», потому что «на протяжении сорока лет нам запрещалось это делать. Люди, которые годами работали втайне, считали очень важным правильное обучение. Второй целью стало распространение наших идей и стремление заинтересовать людей кино и просмотром фильмов».
На данный момент Рожавская кинокоммуна разделена на три группы, действующие в городах Камышло, Кобани и Шахба, куда Афринская кинокоммуна передислоцировалась после турецкой оккупации Африна в 2018 году.
Прямо сейчас Коммуна трудится над созданием серии фильмов, всего здесь задействовано 150 людей. В каждом филиале задействовано 25-30 человек, которые занимаются самой разной деятельностью.