Курдистан

Араме Тигран — «голубь мира» курдского и армянского народов

Прошло 15 лет со дня смерти великого артиста армянского происхождения Араме Тиграна, о котором курдский национальный лидер Абдулла Оджалан сказал: «Араме — великий герой, он не умер», прошло 15 лет.

Артист Араме Тигран, которого курды называли «соловьем Ближнего Востока», умер 8 августа 2009 года в Греции, где он находился на лечении. Несмотря на то, что сам он не был курдом, Араме Тигран внес огромный вклад в курдскую культуру и музыку, и в своем творчестве постоянно выражал страдания курдов на протяжении 53 лет своей музыкальной жизни. За эти годы он исполнял песни на многих языках: курдском, арабском, турецком, но особенно любил петь на своем родном армянском языке.

В интервью, данном 30 ноября 1997 года, курдский национальный лидер Абдулла Оджалан сказал об Араме Тигране, великом дарителе курдской музыки следующее: «Этот голос не должен остаться без внимания, этот голос должен быть принят, этот голос не должен умереть, этот голос должен идти к успеху».

Рождение и смерть в изгнании

Великий курдский музыкант родился в изгнании и умер в изгнании, не получив разрешения быть похороненным в Амеде, куда он так стремился. Он родился в Камышло в 1953 году в бедной семье. Его семья, пережившая геноцид армян в 1915 году, переселилась туда из Амеда. Музыка начала интересовать его с 9 лет, в 19 лет он начал заниматься музыкой профессионально. Старт музыкальной карьеры Араме Тиграна был дан в Камышло, и уже в 1966 году стал одним из самых известных артистов среди курдов. Затем он работал на Ереванском радио, которое слушали все курды Курдистана, разделенного на части государственными границами 4 стран.

Начав петь на Ереванском радио, Араме Тигран стал одним из самых популярных артистов среди курдов. За 16 лет творческой жизни, которые он провел в Европе, он сочинил и исполнил 435 песен на армянском, курдском, арабском и турецком языках. В одном из интервью Тигран подчеркнул историческую и культурную реальность курдских народов, сказав: «Я армянин, но я чувствую армянскую боль так же, как курдскую, и я – [вся] Месопотамия».

Араме Тигран, внес большой вклад в курдскую музыку и культуру, исполняя курдские песни, хотя сам не был курдом. Свою дружбу и любовь к курдскому народу он выразил следующим образом: «Курдский и армянский народы — это, прежде всего, древнейшие народы. Они издавна живут как братья. Курдский народ помог моему отцу очень многим. Мой отец всегда говорил: «Если я сейчас жив, то только благодаря курдам, потому что курдская семья спасла мою семью во время геноцида армян».

Бессмертные произведения Араме Тиграна, такие как «Бильбило», «Чияе Габаро» («Гора Габаро»), «Ай диль» («О, мое сердце»), «Ай Дильбере» («О, Дильбер»), «Та аз калькирим би Дживани» («Ты сделал меня молодым»), «Дильбер», «Шав чу» («Ночь прошла»), «Диярбакыр», «Зиманк курди» («Курдский язык»), «Ах ле аман» с огромной благодарностью слушали по всему Курдистану и везде, где жили курды.

«Араме не умер для меня»

Лидер Оджалан был хорошим другом и поклонником Араме Тиграна. Он высоко отзывался о Тигране во многих своих интервью и оценках.

В интервью 30 ноября 1997 года Абдулла Оджалан вспоминал: «Еще не было РПК, я не участвовал в курдской политике. Я был в Анкаре, когда услышал его голос. Тогда я услышал его впервые. В то время мое чувство курдскости еще не созрело, мы медленно погружались в проблему на уровне теории. Когда я услышал этот голос, я сказал: «Этот голос не должен остаться без внимания, этот голос должен быть принят, этот голос не должен умереть, этот голос должен добиться успеха».

«Мы были взаимно вдохновлены»

В своей книге «Курдский вопрос и решение демократической нации — защита курдов в условиях геноцида» лидер Оджалан упоминает Араме Тиграна в следующих отрывках: «В этой области (в Сирии) я встретил многих артистов, и мы взаимно вдохновлялись друг другом. Именно этим дружеским отношениям я обязан знанием того, что искусство — это способ выражения, который раскрывает истину».

«Я бы не хотел такого разделения»

В интервью после смерти Араме Тиграна лидер Оджалан сказал: «Я говорю о большой исторической ценности встречи с Арамом Тиграном, который занимает для меня первое место среди всех артистов в этой области. Мы встретились за день до моего отъезда из Сирии. Я никогда не думал, что мы можем больше не увидеться. Я не хотел такого расставания. Для него было счастьем выступать с концертами в Амеде. Он следовал за нами, а мы — за ним. Этот громкий голос того периода времени, когда пытались утвердить молчание смерти, всегда будет жить с нами как султан звука нашей свободной реальности».

«Я называю его великим героем»

Когда Араме Тигран скончался, Абдулла Оджалан выразил свою скорбь в следующих словах: «Я выражаю соболезнования всему нашему народу, семье Араме Тиграна и армянскому народу. Араме Тигран был соловьем Ближнего Востока. Арам был также был моим любимым музыкантом. Когда я впервые услышал Араме Тиграна в Анкаре, я сказал: «Этот голос не должен умереть, он всегда должен оставаться свободным». Этот голос увез меня в Курдистан. Такие голоса не умирают. Нельзя сказать, что Араме мертв, я говорю: Араме герой, он стал бессмертным. Я называю его великим героем. Для меня Араме не умер».

6 августа 2009 года в греческой больнице, где Араме Тигран находился на лечении, ему была констатирована смерть мозга. Он скончался 8 августа 2009 года.

В своем завещании Араме Тигран просил похоронить его в Амеде, но фашистское турецкие оккупанты отклонило его последнее желание, и он был похоронен в Брюсселе. На его могилу была насыпана земля, взятая из Амеда.

Aram Dikran Toprağına Kavuşmayı Bekliyor – Nor Zartonk / Նոր Զարթօնք