Рожавская революция получила известность как революция во имя освобождения женщин. Революция, начатая преимущественно курдскими женщинами, благоприятно сказалась на жизни женщин, представляющих самые разные народы региона. Женский союз «Зенобия» осуществляет свою работу в преимущественно арабских регионах Ракка, Дейр эз-Зор, Табка и также в Манбидже. Худа Иса Али является представительницей организации. В этом интервью для информационного агентства «Фират» она рассказала про работу организации и планы на наступивший новый год.
– Каково было положение женщин в Сирии до революции?
– У них не было никакой миссии, и они не играли почти никакой роли в жизни общества. В этих регионах проживали в основном арабы и курды. В то время в Ракке было несколько женских институтов – они также называли себя Женским союзом, но были таковым лишь на бумаге. Они работали, находясь под влиянием Дамаска. Туда принимались лишь женщины, представляющие правящую партию БААС.
В группу входили немногие, это были хорошо известные женщины. Да, женщины посещали школы и могли учиться в университетах, однако образованные женщины не играли важной роли в жизни общества. Только женщины, отстаивающие интересы режима БААС и защищавшие его политику, могли как-то продвинуться. В любом случае всё находилось под контролем пришлых людей. Именно поэтому получавшие образование сидели дома. Эта система существовала на протяжении сорока лет.
– Какое влияние имели женщины в начале революции?
– Когда революция только началась, женщины захотели занять своё законное место, однако революция пошла дальше в соответствии с собственной линией, а женщины вновь остались не у дел, их вытолкнули из неё. Они надеялись, что обретут права, свободы и смогут попасть во многие сферы. Все эти надежды оказались разбиты, когда революция свернула с пути. Грабежи и воровство продолжались 2-3 года, когда в регионе хозяйничали вооружённые группировки. Затем началась оккупация ИГИЛ* (организация, запрещённая в РФ). Это стало ещё более серьёзным ударом для женщин. Их убивали, продавали на рынках, запирали в домах, заставляли носить чёрные паранджи, насиловали, порабощали...
Ракка стала столицей так называемого халифата. Людям довелось пережить множество страданий. Сюда привозили езидских женщин, чтобы продать. Женщин из Табки, Манбиджа и Ракки ожидала та же участь. Люди очень страдали, находясь под гнётом джихадистов. Мы потеряли всякую надежду на выживание, однако сопротивление в Кобани возродило нашу веру в лучшее.
– Как оно повлияло на женщин региона, особенно в тот момент, когда бойцы ЖОС сумели победить боевиков?
– Когда Кобани и Гре Спи были освобождены и сформировались ОНС и ЖОС, многие из наших молодых женщин присоединились Женским отрядам самообороны (ЖОС), чтобы спастись от этого угнетения. Множество молодых женщин пали смертью храбрых, освобождая свои родные регионы. По мере того как всё больше регионов очищались от джихадистов, наша надежда на свободу росла.
Мы наблюдали исторические изменения каждый день. После победы в Кобани женщины Ракки, Табки и Дейр эс-Зора начали занимать свои места в боевых подразделениях. Они сражались за освобождение родной земли. После освобождения этой территории, мы посчитали, что женщины Ракки, Табки, Манбиджа и Дейр эс-Зора должны самоорганизоваться и жить духом единения. То, что женщины были активны и занимали ведущие роли в различных управляющих организациях, силах самообороны и безопасности, в образовании, политических партиях и идеологической сфере, символизировало огромный успех для всех нас. Сейчас влияние и вес женщины в обществе стали наконец проявляться. Женщины принимают участие во всех сферах жизни.
– Откуда возникла идея женского союза «Зенобия»? Почему было выбрано именно такое название?
– Разумеется, те женские институты, которые мы сформировали в самых разных областях, не свалились на нас с неба, если так можно сказать. Мы взяли пример с женщины в Джизре, их самоорганизации. Мы учились на их опыте. После создания Конгресса «Стар» мы последовали их примеру и стали создавать свои женские организации в регионе.
Эти женские институты, созданные в регионах, стали центрами для женщин, теми местами, где решаются их проблемы. Каждый сформированный ранее институт действовал отдельно от других. Женщины создавали различные организации, комитеты Конгресса «Стар», убежища (шелтеры) для женщин. Так мы работали на протяжении четырёх лет. Спустя четыре года мы приняли решение о том, что все эти организации нужно объединить под крышей одного женского союза. Именно так мы создали Женский союз «Зенобия». На конгрессе в июне было принято решение о формировании единого женского союза. Он направлен на то, чтобы объединять женщин в политике, военном деле, образовательной сфере, сфере здравоохранения и других областях.
Зенобия (Зенобиа, 240-274 годы нашей эры) была королевой Пальмиры (Тадмур). Она боролась за интересы женщин и не склонялась перед угнетением. Именно поэтому мы, женщины Сирии, выбрали её имя для названия.
На данный момент «Зенобия» работает над тем, чтобы наладить организацию женщин Ракки, Табки, Манбиджа и Дейр эс-Зора. В будущем мы планируем распространить нашу деятельность на все районы Сирии. После создания союза были организованы четыре офиса – в Ракке, Табке, Манбидже и Дейр эс-Зоре. Каждое из четырёх отделений управляется специальным советом. В него входит семь человек. Были созданы одиннадцать комитетов – по вопросам экономики, прессы, идеологии, защиты, мирного урегулирования, заботы о семьях павших героев и т.д. Мы также планируем в ближайшем будущем создать комитет по вопросам культуры. Разные цвета на эмблеме «Зенобия» представляют разные национальности. Присутствуют надписи на курдском, арабском и арамейском языках.
– Как женщины региона отреагировали на эту инициативу?
– После создания союза были проведены встречены с женщинами из самых разных общественных групп. Состоялись полноценные обсуждения насущных проблем. Женщины оказали проекту огромную поддержку. В следующем месяце будет создан всеобщий женский совет, в котором будут представлены все женские институты. Автономная администрация, Конгресс «Стар», Мала Джин, Женский союз «Зенобия», Ассамблея демократической Сирии – все эти организации примут участие.
Женщины нашего региона очень хорошо развились в политическом смысле. «Зенобия» стала центром, где женщины могут самовыражаться. Каждая женщина хочет защищать свои права через этот институт. Однако в обществе ещё не до конца удалось изжить менталитет джихадистов, и это создаёт нам проблемы.
Некоторые обычаи и традиции, берущие свои начало из племенной культуры, являются вызовом для нас. Мы хотим поменять общество через обучение и образование. Мы будем продолжать свою борьбу.