Курдистан

Фарида Шенгали: женщины строят жизнь в рамках парадигмы демократической нации

Женщины Шенгала, пострадавшие от атак ИГИЛ 10 лет назад, строят новую жизнь, опираясь на свои силы. Фарида Шенгали отметила, что женщины всех народов и вероисповеданий объединились для создания демократической нации и лучшего будущего.

Шенгал стал самым наглядным примером того, какой тяжелый урон наносят войны – порождение мужского разума – женским судьбам. Во время резни, устроенной ИГИЛ* 10 лет назад, женщин, захваченных в качестве добычи, принуждали к обращению в чуждую им веру, а тех, кто отказывался, убивали, подвергали насилию и продавали на невольничьих рынках. Однако, после освобождения города женщины, которые стали друг для друга соратницами и товарищами, организовались, обрели силу и разрушили образы «нуждающихся в спасении», «жертв» и «слабых».

Путь свободы езидских женщин, переживших новое рождение, показал дорогу всему миру. Женщины, которые сказали «Никогда больше!», ответили на тьму, порожденную мужским разумом, создав отряды самообороны, собственные институты, автономные собрания и местные администрации. Были основаны Отряды сопротивления Эзидхана (ОСЭ) и Женские отряды Эзидхана (ЖОЭ). Демократическая автономная ассамблея Эзидхана (ДААЭ) взяла на себя руководство в таких областях, как оборона, безопасность, культура и дипломатия. Сегодня женщины, которые обороняют от угрозы свои земли, занимают руководящие должности во всех областях.

Одна из них – Фарида Шенгали, пережившая нападение ИГИЛ в 2014 году и вынужденно мигрировавшая в Турцию в те дни. После освобождения Шенгала она вернулась на свою землю и теперь является представляет дипломатический комитет ДСЖЭ. Фарида Шенгали побеседовала с нашим корреспондентом, приурочив это интервью к 25 ноября, Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.

До и после геноцида

Наша собеседница заявила, что борется за свободу езидских женщин, которые были похищены боевиками ИГИЛ и теперь вынуждены жить в лагерях беженцев ДПК (правящей Демократической партии Курдистана): «Женщины жили под гнетом и во власти мужчин до нападения ИГИЛ, которое они называют «73-м геноцидом». До этого женщинам Шенгала нередко не разрешалось даже выходить из дома. Здесь говорили: «Женщина, которая сидит дома, – благородная женщина». Такое отношение было привычным. Наше бытие ограничивалось мужской властью и нормами, принятыми в этом государстве. До нападения на наш город ни одной езидской женщине не разрешалось принимать участие в политике или служить в армии. Во времена Саддама Хусейна в политике участвовали две езидки. Но эти женщины были исключены из важных процессов и маргинализированы. Многие говорили: «Как может женщина быть политиком, женщины должны держаться от этого подальше и сидеть дома». Такую роль нам отводили. Из-за этого менталитета мы терпели постоянное давление. У нас было много врагов. Езидская женщина не могла даже поехать в Мосул. Езидки были заточены меж четырьмя стенами. Это был артефакт давнего менталитета мужского доминирования, навязанного нашему народу».

Фарида Шенгали напомнила, что после геноцида женщины организовались, начали принимать участие во всех сферах жизни общества и заняли ведущие позиции: «Во время нападения на Шенгал 7 тысяч езидских женщин и детей попали в плен ИГИЛ. Когда город освободили, женщины начали задавать вопросы. Мы сосредоточились на том, почему нас постоянно преследуют, и пришли к определенному выводу. Та трагедия причинила нам глубокую боль, но после прихода РПК (Рабочей партии Курдистана) мы, езидки, очнулись ото сна и начали организовываться. Мы отвергли рабскую жизнь, которую нам навязали. Женщины, которые не могли выйти из дома, стали пионерами этого общества. Вот почему 73-я попытка истребления нашего народа изменила жизнь езидских женщин в целом. Наша жизнь стала другой после того, как мы познакомились с идеями Абдуллы Оджалана и курдских партизанок, которые пришли к нам на помощь. Мы узнали, как нужно сопротивляться и ради чего мы должны жить. Для нас это святой путь. Идея лишить нас веры не удалась. Нас вдохновило сопротивление женщин Бакура и Рожавы. Мы взяли с них пример и решили бороться».

Особый подход в лагерях ДПК

Напоминая о положении езидских женщин, содержащихся в лагерях ДПК, наша собеседница сказала, что в отношении этих женщин применяется особый подход: «Боль, которую испытывают беженки в лагерях ДПК, – следствие требований отказаться от езидизма. Этому есть четкие свидетельства и доказательства. Наше вероисповедание – это особая мораль и философия. Человек, который лишен морали, не имеет ни философии, ни почвы под ногами. Многие езиды до сих пор находятся в плену ИГИЛ. Случившаяся трагедия принесла нам много боли, но принесла она и свободу. Сегодня женщины стали на путь борьбы с диктатом, навязывавшим Шенгалу не свойственное ему мировоззрение. Подразделения ЖОЭ защищает женщин 24 часа в сутки. Сегодня, где бы женщина ни подверглась несправедливости или насилию в Шенгале, она обращается к нам напрямую».

Система демократической нации

Фарида Шенгали отметила, что женщины всех народов и вероисповеданий строят жизнь в рамках парадигмы демократической нации, трудясь плечом к плечу, и сказала: «У нас общая борьба и общие цели. Мы можем сказать, что построили демократическую систему после того, как познакомились с идеями и мировоззрением Абдуллы Оджалана. Прежде солидарность в нашем городе поддерживали, собираясь вместе, только мужчины разных вероисповеданий, а женщины жили в неведении друг о друге. Идея демократической нации объединила нас. Женщины организовались на в рамках этой парадигмы. И самое главное – теперь мы боремся за свободу женщин сообща».

Основная цель – спасти пленниц ИГИЛ

Говоря о коммунах и собраниях, созданных ДСЖЭ, Шенгали сказала, что одной из их главных целей остается спасение женщин, которые содержались в лагерях ДПК и до сих пор находятся в фактическом плену у джихадистов. Она добавила: «ДСЖЭ создало женские собрания в каждой деревне, и в ближайшие дни мы продолжим эту работу. В лагерях ДПК совершается насилие над женщинами. В этих лагерях женщины умирают. Мы спасем их от этого насилия. ДСЖЭ ставит перед собой две важные задачи. Одна из них – спасение женщин, которые остаются в лагерях беженцев, управляемых ДПК, а вторая – спасение езидок, находящихся в плену ИГИЛ, и обеспечение их возвращения в Шенгал. Все женщины, которые уже были обнаружены и спасены, получили свободу благодаря усилиям ОНС, ЖОЭ и СДС. Мы, езидки, не сможем защитить себя, если не будем бороться вместе. Самое важное для нас – защитить свои земли от нападений. Мы продолжим борьбу в рамках женской освободительной парадигмы товарища Оджалана и будем обогащать опыт, накопленный нами за годы сопротивления».

* - террористическая организация, запрещена в РФ