Европа

Женщины из Африки и Европы обсудили влияние движения «Женщина, жизнь, свобода»

Во вторую годовщину смерти Жины (Махсы) Амини борцы за права женщин во всем мире подчеркнули влияние движения «Женщина, жизнь, свобода», которое возникло в ответ на ее убийство иранской полицией нравов.

Четыре женщины побеседовали с репортером Medya News Эремом Кансоем о годовщине гибели Жины (Махсы) Амини, курдской девушки, убийство которой в сентябре 2022 года вызвало массовые протесты. Убийство молодой курдянки стало причиной восстания «Женщина, жизнь, свобода». Лозунг, выдвинутый курдским лидером Абдуллой Оджаланом, стал международным символом сопротивления и пылким призывом к освобождению женщин.

Беатриу Кардона, представитель испанской профсоюзной организации Intersindical Valenciana, подчеркнула, что курдское женское движение, особенно восстание «Женщина, жизнь, свобода», вдохновляет женщин по всему миру:

«Как я уже говорила, для всех женщин в мире курдское движение – это образец... Даже когда мы живем в разных странах, где женщины сталкиваются с разными проблемами».

«Движение «Женщина, жизнь, свобода» и курдское женское движение вдохновляют женщин по всему миру. Скоро будет годовщина подлого убийства Жины Амини, которую лишили жизни из-за «неправильной» одежды. И я думаю, что женщины всего мира должны объединиться вокруг этого требования в едином порыве, чтобы бороться за «жизнь и свободу женщин». Для женщин всего мира курдское движение – это образец. Даже когда мы живем в разных странах, где женщины сталкиваются с разными проблемами. В Турции, Ираке, Иране и Сирии курдский народ сталкивается с угнетением. Даже в этих ужасных условиях женщины добиваются того, за что борются».

Марион Бекер, лидер движения за права женщин в Германии, эксперт по правам человека и бывший президент Международного союза женщин, подчеркивает международное значение движения «Женщина, жизнь, свобода» и сопротивления репрессивным режимам. Она также подчеркнула необходимость единства в защите прав человека, прав женщин и борьбе с авторитаризмом, призвала к международной солидарности для поддержки тех, кто борется за свободу и справедливость, особенно в Иране, в курдских регионах и за их пределами:

«В Иране люди проводили демонстрации меньшего масштаба. Женщины ходили непокрытыми в знак протеста и пели на улицах. Они бойкотировали выборы и так далее».

«Они фашисты, если хотят уничтожить права женщин и вернуться в прошлое – в патриархальное общество, раздираемое войнами, допускающее пытки и насилие. Такие режимы используют все виды угнетения против людей. У власти находится лишь небольшая группа, сосредоточившая власть в своих руках и стремящаяся развязать по всему миру войну».

«Мы также видим, что афганские женщины присоединяются к этим протестам под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода». Они проводят обучение, готовясь к освобождению своей страны. И я думаю, что мы все выстраиваемся в самостоятельные [автономные] пространства везде, где только можем».

«Мы должны бороться за мир во всем мире, за права человека и свободу для всех. И тогда мы сможем сосредоточиться на приоритетной проблеме в нашем списке – борьбе с изменением климата».

«Настала вторая годовщина со дня начала восстания «Женщина, жизнь свобода», дня, когда была убита Махса Амини. В Европе и по всему миру пройдет много демонстраций и памятных мероприятий. Эти события стали шоком для женского движения, особенно в Иране. Но на самом деле участники сопротивления пережили гораздо больше убийств и несправедливых арестов. В Иране так много подвергшихся пыткам активисток, и мы знаем об этом. Повсюду люди бросают вызов фашистским режимам. В Иране люди проводили демонстрации меньшего масштаба. Женщины ходили непокрытыми в знак протеста и пели на улицах. Они бойкотировали выборы и так далее.

Я думаю, что только десять процентов населения Ирана проголосовало на выборах. Остальные приняли участие в молчаливом сопротивлении, ожидая свободной страны. Это должно послужить миру уроком. В других странах есть иные проблемы. Фашизм поднимается даже в таких демократических странах, как Германия.

И это движение сопротивления побудило нас подготовиться к протестам, к защите от набирающих силу фашистских режимов или фашистских движений. Это главный вопрос, который мы должны решать повсюду. Не важно, называют ли они себя фашистами или правыми, или даже прикрываются какими-то так называемыми религиозными организациями. Они фашисты, если хотят уничтожить права женщин и вернуться в прошлое – в патриархальное общество, раздираемое войнами, допускающее пытки и насилие. Такие режимы используют все виды угнетения против людей. У власти находится лишь небольшая группа, сосредоточившая власть в своих руках и стремящаяся развязать по всему миру войну.

Махса Амини стала нашей героиней. И мы слышали, что даже несмотря на то, что новый президент Ирана находится у власти недолго, за последние несколько месяцев число убийств и казней в Иране увеличилось. Всего за пятьдесят дней было приведено в исполнение сто шестьдесят смертных приговоров. Среди казненных было пятнадцать женщин. Среди убитых режимом много деятелей искусства, которые просто пели о свободе или правах женщин. И они оказываются в тюрьме, подвергаются пыткам или казням. С этим мы не можем справиться. Я думаю, мы должны создать в ООН что-то вроде комитета по расследованию или миссии по установлению фактов для решения этих проблем.

Год назад мы хотели установить факты, связанные с гибелью Жины Махсы Амини. Сейчас мы хотим расследовать нарушения прав в Иране, чтобы мы могли применить к правительству этой страны юридические меры. Это преступления – военные, массовые, против человечности. Происходящее очень схоже с событиями в Турции, которая активно сотрудничает с иранским режимом. Они используют те же инструменты. Я думаю, что они обсуждают меры по усилению режима. Они не только финансируют и обучают террористов, таких как ХАМАС, «Хезболла» или ИГИЛ*, которые входят в состав некоторых протурецких группировок, базирующихся на данный момент в Шенгале. Они выводят этих боевиков на улицы, чтобы пугать курдянок и езидок. В северном Ираке и в южном Курдистане турецкий режим убивает курдских активисток. И мы видим, что это происходит на северо-востоке Сирии. Афганские женщины присоединяются к этим протестам под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода». Они проводят обучение, готовясь к освобождению своей страны. И я думаю, что мы все выстраиваемся в самостоятельные [автономные] пространства везде, где только можем. И я присоединяюсь к этим силам.

Женское движение стремится к объединению, чтобы выступить единым фронтом за мир во всем мире. И, безусловно, мы должны отдать под суд все режимы, совершающие военные преступления или нарушающие права человека и в особенности женщин. Они должны быть наказаны. Без наказания не обойтись. Это должно прекратиться повсеместно. И мы должны объединиться. Мы должны учиться друг у друга.

Те, кто живут в относительно свободных странах, должны поддержать тех, кто находится под угрозой. Мы должны поддерживать эти движения всеми доступными нам средствами, пока курдский народ не будет свободен. Мы должны бороться за мир во всем мире, за права человека и свободу для всех. И тогда мы сможем сосредоточиться на приоритетной проблеме в нашем списке – борьбе с изменением климата

Нам не нужны войны, убийства и репрессивные режимы. Мы должны бороться с изменением климата, чтобы сохранить жизнь на планете. Это голос единства и солидарности. А тех, кто еще не состоит ни в одном из этих движений солидарности, я призываю: пожалуйста, помогите нам, помогите всем, помогите тем, кто находится под угрозой, прекратите убийства, пытки, остановите режимы, которые нарушают права человека».

Маргарет Оуэн, широко известная активистка движения за права женщин и основательница организации «Вдовы за мир через демократию», подчеркнула влияние курдского женского движения, которое опирается на идеи Абдуллы Оджалана, и призвала к тому, чтобы весь мир признал храбрость и непрекращающееся сопротивление. Кроме того, она раскритиковала молчание международного сообщества. Насилие в Турции, которое в настоящее время направлено против курдских женщин-активисток и журналистов:

«Очень немногие понимают, что этот лозунг был придуман курдами и их лидером Абдуллой Оджаланом. Борьба курдянок по-прежнему игнорируется, хотя сейчас во всем мире растет насилие в отношении женщин».

«Во всем мире женщины должны вдохновляться его работами. Оджалан всегда говорил, что у нас не может быть ни мира, ни справедливости, ни свободного демократического общества без равенства мужчин и женщин».

«Два года назад, 16 сентября, курдянка Махса Амини была убита полицией нравов в Тегеране. И по всему миру прокатилась волна протестов, на которых люди озвучили требование – «Женщина, жизнь, свобода». И очень немногие понимают, что этот лозунг был придуман курдами и их лидером Абдуллой Оджаланом. Борьба курдянок по-прежнему игнорируется, хотя сейчас во всем мире растет насилие в отношении женщин.

Турция продолжает насилие в отношении женщин. А еще прошло почти два года со дня убийства феминистки, журналистки, исследователя и активистки Нагихан Акарсель, которая также стала жертвой убийства, совершенного силами турецкой разведки. Турецкий снайпер выпустил в нее шесть пуль. Никто не привлекал его к ответственности, хотя мы знаем, кто убийца. Он был из Анкары и был нанят турецкой разведкой.

По всему миру прошли акции протеста в связи с убийством Махсы Амини. Но не было восстаний из-за постоянных нападок на турецких активистов и журналисток.

Всего несколько недель назад, 23 августа, были убиты две курдские журналистки, Гюлистан Тара и Геро Бахадин. По их автомобилю ударил турецкий беспилотник. Шестеро получили ранения, в том числе еще один их коллега, журналист. Я не понимаю, как могло случиться, что правительство Великобритании, которое является таким большим другом Турции и поставляет ей оружие, отказалось выразить какой-либо дипломатический протест турецким властям из-за убийств курдских активисток.

Я только что вернулась с конференции в Кембридже, посвященной проблеме насилия в отношении женщин во всем мире. И, к моему глубокому огорчению, почти никто даже не слышал о революции курдских женщин или трудах курдского лидера Абдуллы Оджалана, который вот уже двадцать пятый год находится в заключении на острове Имралы. Во всем мире женщины должны вдохновляться его работами. Оджалан всегда говорил, что у нас не может быть ни мира, ни справедливости, ни свободного демократического общества без равенства мужчин и женщин.

Курдские женщины, у себя на родине и в диаспоре, – пример для нас. Вы показываете нам, чего могут добиться женщины, которые восстают, которые невероятно храбры и продолжают протестовать.

Я поражена тем, что, вопреки ужасному угнетению, в Иране находятся женщины, которые снимают хиджаб, рискуя своими жизнями и свободой. Философия Абдуллы Оджалана, невероятная храбрость и протесты курдских женщин по всему Ближнему Востоку и миру вдохновляют нас и дарят нам надежду.Я с нетерпением жду того дня, когда смогу снова приехать в Рожаву, увидеть ваши достижения и рассказать всему миру о вашей борьбе».

Кенийская активистка женского движения Вавиния Кавивья подчеркнула развитие движения «Женщина, жизнь, свобода». Это восстание вызвало протесты против патриархата и мужского насилия не только в Иране и Курдистане, но и в таких странах, как Индия и Кения, где женщины объединяются для борьбы с системным угнетением и фемицидом:

«И самое прекрасное в этом движении и в его развитии, даже если взглянуть на его историю… – это его корни из идеологии Оджалана об освобождении женщин, когда он сказал, что освобождение всех живых существ невозможно без радикальной женской революции, которая изменила бы взгляды и сам образ жизни мужчин».

«Сегодня исполняется ровно два года с тех пор, как полиция нравов Ирана арестовала Жину Амини, потому что у нее было видно несколько прядей волос, и она умерла в тюрьме – от насилия полиции и от избиений. И мы знаем историю возникновения движения «Женщина, жизнь свобода». И самое прекрасное в этом движении и в его развитии, даже если взглянуть на его историю… – это его корни из идеологии Оджалана об освобождении женщин, когда он сказал, что освобождение всех живых существ невозможно без радикальной женской революции, которая изменила бы взгляды и сам образ жизни мужчин.

Движение «Женщина, жизнь, свобода», созданное на основе идей Оджалана о демократической конфедерализме, опирается на ту важную роль, которую сыграли женщины в формировании пространства, свободного от патриархата, от всеобщей эксплуатации женщин, от нарушения прав человека и унижения человеческого достоинства.

И мы видим, как развивается это движение, не только в Иране, не только среди курдов. Даже в Индии женщины скандируют «Женщина, жизнь, свобода» в знак протеста против сексуального насилия.

В Африке, например, в Кении, откуда я родом, [есть] много женщин, которые протестуют против [насилия в отношении женщин], что является системной проблемой в целом, а не только в истории сопротивления и революции в Курдистане…

По всему миру в борьбе против империализма и капитализма. Прошло уже два года, но мы видим, что движение продолжает расти. Вдохновляясь этим примером, создается все больше женских движений, и мы надеемся, что их будет больше.

В Кении многие женщины уже выходили на протесты против мужского насилия. В 2014 году в нашей стране был всплеск подобных случаев. Женщин раздевали и избивали на улицах за то, что они вели себя «непристойно». И это привело к возникновению множества движений, которые существуют и по сей день. Женские организации и движение за освобождение женщин в значительной степени опираются на идеи Оджалана о том, что мы не можем освободить общество без освобождения женщин. И поэтому мы просвещаем женщин. Мы говорим: «Прекратите убивать женщин. Прекратите насилие против нас. Остановите патриархат».

*- террористическая организация, запрещена на территории РФ