Революция Рожавы – это радикальная демократическая революция, модель, которая стала альтернативой капитализму в 21 веке. Прогрессивность этой модели проявляется на практике, пока в регионе шаг за шагом строится экономика, основанная на принципах солидарности. Женские кооперативы играют заметную роль в расширении финансовых возможностей жительниц северо-восточной Сирии и в демократизации экономики.
Гуле Мурад, пресс-секретарь Конгресса «Стар» по вопросам экономической политики, подчеркнула, что экономическая модель Рожавы не нова, но организация женской экономики – нечто совершенно уникальное. Развитие этой модели шло в условиях войны. Мурад рассказала об этом в интервью ANF. Она добавила: «Мы стремимся развивать наши кооперативы и адаптировать их к условиям военной ситуации, чтобы защищать всё, что успели сделать женщины, и идти вперед шаг за шагом».
После того, как в Рожаве началась революция, женщины стали участвовать в политической, общественной, военной и экономической жизни. В 2015 году под руководством Конгресса «Стар» были официально созданы женские экономические структуры. Эта экономика продолжала развиваться и расти, несмотря на войну и устаревший менталитет, с которым приходилось бороться. Сегодня около 500 женщин работают в сельскохозяйственных кооперативах на 63 000 гектаров земли в Дерике, Тирбеспие, Гирке-Леге, Амуде, Камышло, Хасаке, Дирбесие, Шеддаде, Тель-Тамире, Кобани, Шахбе, Табке и Ракке. Эти цифры могут показаться небольшими, но если учесть семьи, живущие на доходы женщин, то вы поймете масштабы успеха. 131 женщина работает в таких кооперативных проектах, как пекарни, рестораны, портновские мастерские и магазины. В Рожаве 78 женских кооперативов, 51 из которых занимается сельским хозяйством, два – производством консервов и 25 – курируют работу магазинов и пекарен.
Результат значительных усилий
Мурад рассказала о периоде до революции: «Экономика рассматривалась как сфера, предназначенная только для мужчин. Поэтому женщины не воспринимали работу, как своё право. Ценой значительных усилий нам удалось привлечь женщин в бизнес. Мы шли от дома к дому, спорили и просвещали, и пришли к тому, что имеем сегодня. Женщины были ограничены стенами своих домов и жили в установленных для них рамках. Если проанализировать историю человечества, мы увидим, что женщины участвовали в производственных процессах, но со временем их вытеснили из этой сферы, и женщины столкнулись с максимальным отчуждением своего труда».
Работа над такими проектами позволяет бороться с проблемой иммиграции
Мурад подчеркнула, что работа над подобными проектами должна идти официально, и отметила, что это единственный способ смягчить проблему иммиграции: «Сейчас женщины производят собственную продукцию и создают кооперативы. Теперь они принимают решения и стали пионерами в сфере производства. Одной из наших целей было остановить миграцию из региона, улучшая его экономическое положение, и мы смогли достичь этой цели. Получив возможности трудиться, женщины обратились к новым сферам жизни. Политика женской самодостаточности – наша вторая цель. Вовлекая женщин в трудовую деятельность, мы обеспечиваем их экономическую свободу. Сельскохозяйственные кооперативы служат тем же целям. Нельзя сказать, что мы создали идеальную экономику, которая позволила включить в производственные процессы всех женщин, но очевидно, что достигнуты большие успехи».
Муниципальная экономика, адаптированная к потребностям граждан
Мурад добавила: «До революции некоторые женщины работали, но это не выходило за рамки государственной службы. Они выполняли свою работу в течение нескольких часов, а затем снова запирались в своих домах. У них не было ни экономической свободы, ни права голоса в семьях. Они жили в тисках патриархата. Женщины, имевшие право голоса на производстве, как и во всех других сферах жизни, стали первопроходцами. Они принимали решения, влияли на жизнь общества и создали социальную экономическую модель. Таким образом, муниципальная экономика может развиваться в соответствии с потребностями населения».
Стратегическая перспектива экологического производства энергии
Подчеркнув, что стратегическая работа над женской экономикой ведет к успеху, Мурад сказала: «Прежде развитие экономики в нашем регионе шло только за счет сельского хозяйства; мы словно ждали дождя и пытались стимулировать рост экономики. Мы всё ещё сосредоточены на сельскохозяйственных кооперативах и пришли к выводу, что необходимо сделать акцент на стратегическом подходе. Мы признали необходимость использования солнечной энергии, потому что нам важна современная, комплексная и самодостаточная система, и мы будем работать в этом направлении. В каждом городе пробурили водяные скважины, потому что, если наши сельскохозяйственные кооперативы не будут функционировать, нам будет сложно развивать другие проекты. Если мы будем работать над развитием сельского хозяйства, мы укрепим основы экономики».
Укрепление кооперативов
За последний год роль кооперативов усилилась. Были пробурены новые водяные скважины в Шеддаде, Тель-Тамире, Хасаке, Дирбесие и Джазире. Мурад рассказывает: «Было высажено около 8000 фруктовых деревьев. Под нашим наблюдением работают 25 пекарен и магазинов. В населенных пунктах Рожавы были созданы сельскохозяйственные кооперативы для поддержки семейной экономики. Мы провели новые учебные курсы, чтобы дать женщинам необходимые навыки».
Нападения не прекращаются
Кооперативы страдают от вооруженной агрессии со стороны Турции и разрушения инфраструктуры. Цель этих атак – уничтожение экономики в регионе. Мурад сказала: «Мы создаем альтернативную форму производства, и наша работа продолжается даже под обстрелами. Эта экономическая модель не нова, но нюансы организации женской экономики – нечто совершенно уникальное. Мы стремимся развивать наши кооперативы и адаптируемся к условиям военного времени, чтобы защитить достижения женщин и идти вперед, в будущее. Экономические успехи позволят повысить уровень благосостояния общества и устранить зависимость от внешнего влияния. Мы будем продолжать работать над развитием нашей экономики и продолжим трудиться на благо общества, несмотря на всё давление и вооруженную агрессию».