Курдистан

В гибели Фатмы Огур виновно государство

Шюкрю Качак, убивший свою жену Фатму Огур, перерезав ей горло в Ване, был приговорен к пожизненному заключению. Но недавно стало известно, что, несмотря на просьбу Огур, ей не была предоставлена защита правоохранительных органов.

Обращая внимание на халатность государственных властей в деле об убийстве Фатмы Огур, матери пятерых детей, чья просьба о защите не была удовлетворена, никаких мер для предотвращения этого преступления принято не было, а запретительный приказ не выполнялся, адвокат Зайнап Дамир сказала: «Решение по процессу  Фатмы Огур суды приняли только сейчас, хотя сам процесс тянулся целых четыре года».

Фатма Огур, мать пятерых детей, проживавшая в районе Артемет (Адрамит) города Ван, была убита в 2023 году своим мужем-наркоманом Шюкрю Качаком, перерезавшим ей горло. На слушаниях в 6-м Высоком уголовном суде Вана Шюкрю Качак заявил, что сожалеет об убийстве, что в тот день он не употреблял наркотики, что убил жену в порыве гнева и поэтому просит об освобождении. Суд решил, что скидка за хорошее поведение для него не предусмотрена, и приговорил Шюкрю Качака к пожизненному заключению за умышленное убийство женщины.

ОНА ПОПРОСИЛА ЗАЩИТЫ, И ЕЙ БЫЛ ВЫДАН ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ ОРДЕР

Согласно информации, предоставленной членом исполнительного совета Комиссии по правам женщин Ассоциации адвокатов Вана Зайнап Дамир, которая являлась адвокатом Фатмы Огур, убийство произошло на глазах у всех. Качак, которого дважды отстраняли от работы по жалобам Огур, не подчинился этому решению и каждый раз продолжал применять насилие к Огур. Видя, что запретительный ордер не действует, Огур не стала просить о третьем запретительном ордере. Несмотря на нарушение Качаком запретительного ордера, полиция и прокуратура не предприняли никаких мер защиты или предосторожности.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕНО СПУСТЯ 7 МЕСЯЦЕВ

Хотя убийство было совершено 27 мая 2023 года, прокуратура Вана подготовила обвинительное заключение спустя 7 месяцев, 15 декабря 2023 года, и передала его в суд. За это время прокуратура приобщила к делу заявления заявителей, показания подозреваемых, протоколы вскрытия и судебно-медицинской экспертизы, а также заключения экспертов. Неизвестно, почему пришлось ждать 7 месяцев, если все эти процедуры были проведены в разумные сроки и с учетом серьезности дела, а в деле не было никаких долгосрочных процедур, таких как мониторинг с помощью технических средств, назначение тайного следователя или перехват сообщений. Эта задержка еще раз демонстрирует важность быстрого и эффективного вынесения решений по делам об убийствах женщин.

7 МЕСЯЦЕВ БЕЗ ДОСТУПА К ДЕЛУ

Прокуратуру, которая готовила обвинительное заключение 7 месяцев, это не устроило, и она наложила на дело ордер о неразглашении. Цель распоряжения о конфиденциальности/ограничении вызывает вопросы. Если эта ситуация не позволила изучить дело в течение длительного времени, значит право на информацию и доступ к правосудию в этом деле о фемициде, которое напрямую касается всех женщин, было ограничено.

ОГУР ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЛА: «ОН УБЬЕТ МЕНЯ»

Адвокат Зайнап Дамир заявила, что ЕСПЧ пришел к выводу, что в данном конкретном случае нападение, которое могло вызвать опасность для жизни в результате последовательных актов насилия, не было предотвращено официальными властями, несмотря на то, что его можно было предвидеть. Адвокат Зайнап Дамир заявила, что этот вопрос обговаривался с Фатмой Огур, и продолжила следующим образом: «Фатма Огур в заявлении, которое она дала после того, как Шюкрю Качак применил к ней насилие, сказала: «Он продолжает говорить, что убьет меня. Я хочу принять меры защиты». Она несколько раз подавала жалобу и заявляла, что ее жизни угрожает опасность. Ей противостояли сотрудники правоохранительных органов, которые рассматривали примирение как профессиональную обязанность, а проблему — как личное дело семьи. Она была вынуждена жить в одном доме с Шюкрю Качаком, против которого принимались меры по отстранению от работы каждый раз, когда она подавала жалобу. Некоторые действия Фатьмы также были оставлены в деле без рассмотрения, потому что она знала, что после выхода из офиса правоохранительных органов ее не будут защищать, и она отправится в один дом с обвиняемым.

УБИЙСТВО БЫЛО СПЛАНИРОВАНО С САМОГО НАЧАЛА

Как видно из показаний детей Фатмы Огур в этом деле, убийство было спланировано с самого начала и происходили неоднократные попытки его совершения. Шюкрю Качак ни от кого не скрывал, что собирался убить Фатму Огур, а судебные власти, как всегда, без колебаний проявили неоправданное милосердие, заявив, что «мужчины так не поступают». Именно в этот момент ЕСПЧ вынес вердикт, что «отношение государственных властей во время судебного разбирательства не является специфическим для конкретного дела, а представляет собой общее отношение в процессах о насилии в отношении женщин. Такое отношение поощряло насилие в отношении женщин. Местные власти предпочитали избегать этого вопроса вместо того, чтобы защищать женщину. Решения о мерах предосторожности не выполнялись. Не были приняты превентивные меры в отношении человека, который постоянно подавал заявления о насилии. Преступник был защищен». Судебные органы, которые должны защищать женщин и принимать превентивные меры, воздержались от принятия специальных мер в интересах женщин в отношении подозреваемого, имеющего в своем послужном списке многочисленные акты насилия. В случаях домашнего насилия говорится, что права преступника не могут быть приоритетнее физической неприкосновенности и права на жизнь жертвы, но в Турции мы видим, что права преступника защищены лучше, чем право на жизнь женщин».

УБИЙСТВО Х.О. В СТАМБУЛЕ — ЭТО ПРЕЦЕДЕНТ

Зайнап Дамир напомнила о прецедентном решении ЕСПЧ по делу об убийстве Х.О. в Стамбуле, которое аналогично убийству Фатмы Огур, и сказала следующее: «ЕСПЧ заявил, что не было проведено всестороннее расследование, в связи с чем дело Х.О. на момент подачи заявления в течение 6 лет все еще находилось на рассмотрении в Кассационном суде, и что судебная система не оказала сдерживающего эффекта. Когда мы рассматриваем дело Фатмы Огур, мы видим, что в настоящее время идут два судебных процесса. Эти процессы не оказали никакого сдерживающего воздействия на обвиняемых, поскольку через год после убийства Фатьмы суды вынесли решения по делам, которые продолжались четыре года. Прокурор, изучивший дело, в котором Фатма подала жалобу, составил обвинительное заключение по факту убийства Фатмы».