Курдистан

Художница Зозан Бор рассказала о харассменте в полицейском участке

Преподаватель живописи и художница Фатма Зозан Бор была задержана во время выставки в Татване. Женщина сообщила, что подверглась физическим и словесным оскорблениям и домогательствам в полицейском участке.

Преподаватель живописи и художница Фатма Зозан Бор была задержана во время выставки в Татване. Женщина сообщила, что подверглась физическим и словесным оскорблениям и домогательствам в полицейском участке. «Мои картины конфисковали и до сих пор не вернули», – говорит она.

В рамках проекта Ассоциации имени Арьен Хунер «Четыре сферы четырех женских искусств» (Ji Çaran Çar, Jin Huner) 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, в торговом центре Yaşam в районе Татван, провинции Битлис, открылась выставка. На этом мероприятии были представлены работы художниц, стремящихся привлечь внимание к проблеме гендерного насилия. Однако, вскоре полицейские закрыли выставку, а её участница, преподаватель живописи Фатма Зозан Бор, была задержана. Картины художницы были конфискованы правоохранителями. После задержания художницу подвергли личному досмотру с раздеванием в полицейском управлении Битлиса, а позже она выступила с обращением «Мы продолжим нашу борьбу и никогда не остановимся».

«Мы хотим объединить женщин с помощью искусства»

Зозан Бор рассказала, что участницы её проекта работают над художественной инициативой «Четыре сферы четырех женских искусств»» и создают свои произведения только при участии женщин: «Мы творили только с помощью женского ручного труда. Мы организовали мастер-классы по живописи и задумали провести серию выставок картин, созданных на этих семинарах. Первую выставку мы провели в Ване. Второе подобное мероприятие открылось в Татване, районе провинции Битлис. Наша цель – донести женское искусство до женщин во всем мире».

Сообщив, что на выставку явились сотрудники местного управления безопасности, несмотря на получение всех необходимых разрешений, наша собеседница добавила: «В то время как подготовительные работы всё ещё продолжались, в нашу работу вмешались люди, которые не были одеты в униформу и не предъявили никаких удостоверений личности. Ещё до закрытия в тот день, когда я обернулась на звук, я увидела, что моя картина была в руках сотрудника полиции, а её фрагменты падали на пол. Я отреагировала на это и спросила: «Кто вы и что вы делаете?». Он сказал мне: «Я – начальник полиции, я – представитель государства, и я могу делать всё, что захочу». Мои картины были конфискованы».

«Я столкнулась со словесными и физическими домогательствами»

В управлении безопасности Битлиса Бор подвергали досмотру с раздеванием; она столкнулась со словесными оскорблениями, давлением и домогательствами. Художница рассказывает о пережитом: «Я подвергалась физическому харассменту. Такие действия – не обычный подход. Это очевидная попытка оказать давление, и это намеренное вмешательство, которое направлено против курдской культуры и искусства. Мы готовились реализовать нашу инициативу в рамках 25 ноября, Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, и вся наша деятельность была связана с женским трудом и подобной тематикой. Мы столкнулись с нетерпимостью государственных органов и системы в целом к женщинам и женскому труду. Ещё до того, как на нашу выставку пришли полицейские в штатском, мы постоянно сталкивались с преследованиями со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые там работали. Мы были вынуждены терпеть подобное отношение несмотря на то, что предварительно позвонили и объяснили им, зачем и для чего нужна выставка. Это была муниципальная площадка, и мы получили все необходимые разрешения».

«Мои картины всё ещё остаются в распоряжении полиции»

Подчеркнув, что это вмешательство не были обычной «проверкой», Зозан Бор сказала: «Эта ситуация не была обычным явлением, тем более в такой значимый день. Конфискованные картины были написаны в память об убитых женщинах. Наши работы, где были перечислены имена женщин, пострадавших от насилия и убитых по всему миру, были изъяты. Это были работы, созданные из роз и красоты. Вмешательство в дела людей, общественных учреждений и представителей культуры и искусства, которые делают насилие видимым, а не в деятельность тех, кто его совершает, определенно направлено на нормализацию и банализацию насилия. Две наши работы до сих пор хранятся в полицейском участке Битлиса. Хотя меня освободили, мои работы мне не вернули. Мы начали все необходимые судебные процессы. Когда мы открыли выставку в Татване, люди были очень счастливы и говорили, что впервые видят нечто подобное. Представители правоохранительных органов попытались остановить нас. Нам не разрешили даже представить на публике художественные работы, в нашу инициативу вмешивались, художниц запугивали. Мы не потерпим подобного отношения. Мы не приемлем такой подход».