Комитет по образованию АЖК выступил с заявлением по случаю Международного дня родного языка 21 февраля. В заявлении говорится, что правительство Турции представляет собой «режим одного человека», основанный на лозунге «одна нация, один язык, одно государство» и проводящий политику уничтожения курдского языка.
В заявлении говорится: «По случаю Международного дня родного языка мы приветствуем всех людей, которые борются за то, чтобы курдский язык стал языком образования и обучения в четырех частях Курдистана и за рубежом, и решительно продвигают свой родной язык. В нашем многоязычном мире 21 февраля является выражением того факта, что язык доказывает существование народа и выступает против шовинистической и националистической системы власти, основанной на монистическом мышлении.
На самом деле 21 февраля – это день борьбы за сохранение родного языка. Исторически это день, когда народ Бангладеш заплатил высокую цену в борьбе за свой язык. В этом контексте мы чтим память студентов, погибших в тот день в протестах за свой родной язык».
Международный день родного языка — это день памяти, провозглашенный ЮНЕСКО для поощрения языкового и культурного разнообразия и многоязычия. АЖК указывает, что Турция является членом Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры, однако 18 языков на данный момент вымерли или находятся под угрозой исчезновения в стране. АЖК заявила, что ЮНЕСКО должна провести кампанию за прекращение подавления курдского языка правительством ПСР/ПНД.
«Мы обращаемся к ЮНЕСКО с призывом принудить Турцию и другие страны-члены к выполнению своих конвенций и взять на себя институциональную ответственность за официальный статус языков угнетенных народов, таких как курдский народ. Фашистское и стремящееся к геноциду правительство Турции проводит политика уничтожения, особенно в отношении курдского языка. Тот факт, что курдский язык предлагается в качестве факультативного предмета в очень немногих школах, не означает, что политика уничтожения языка отменена. Политика репрессий против учреждений и СМИ, которые привержены курдскому языку и культуре, не ослабевает».
Ситуация в Иране, Сирии и Ираке
Что касается ситуации в различных частях Курдистана, АОК заявила, что в Рожхилате (восточный Курдистан) уроки родного языка по-прежнему невозможны. В этом контексте Комитет по образованию ссылается на дело курдской учительницы Зару Мохаммади, которая в начале года была приговорена к пяти годам тюремного заключения в «Сине» за свою работу.
Несмотря на огромные усилия жителей Рожавы, курдский до сих пор не признан официальным языком Сирии.
Ирак имеет собственный статус автономной области Курдистан, но в Киркуке, мегаполисе с преимущественно курдским населением, иракское правительство использует различные предлоги для реализации политики запрета курдского языка, сообщает АЖК. Например, курдские вывески заменяются по всему городу, использование курдского языка запрещено на нефтедобывающих предприятиях, а возможности получения образования для курдских студентов ограничены, чтобы удержать молодежь от родного языка.
«Язык народа означает его тело, его существование и его свободу. Пока тело Курдистана, разделенное на четыре части, не объединено, а его существование и свобода не гарантированы, жизнь не может обрести никакого смысла. Изучение, использование и распространение родного языка является естественным и важным социальным правом. Родной язык представляет собой личность каждого человека во вселенной. Тот факт, что курды, сорокамиллионный народ, до сих пор не могут свободно изучать курдский язык на своей земле, равносильно геноциду. Правительство ПСР/ПНД проводит политику ассимиляции и языкового уничтожения против всех других народов и языков в Турции».
АЖК призвала продолжать борьбу за официальный статус курдского языка и право на образование на родном языке, а также сосредоточиться на академической работе и добавила, что особенно важно, чтобы родители говорили со своими детьми на курдском языке.