Паула Санчес Кастро была активисткой средней школы, когда ее задержали и пытали во время диктатуры Пиночета в Чили. К счастью, ее семье удалось добиться ее освобождения, в то время как многие другие политические заключенные «исчезли». Она попросила политического убежища в Австралии и сегодня является уважаемым правозащитником и кандидатом от социалистов в Сенат на федеральных выборах, которые пройдут в Австралии в мае. Недавно она произнесла трогательную речь на праздновании Международного женского дня, организованном курдской общиной в Сиднее, закончив свое выступление исполнением знаменитой чилийской песни El Pueblo Unido Jamás Será Vencido.
После этого мероприятия я поговорила с Паулой о ее работе и о ее солидарности с курдской борьбой.
«Несмотря на то, что это не совсем одно и то же, у чилийского и курдского народов схожая история борьбы. Это история репрессий, диктатуры, нарушения прав человека в отношении наших народов – большинства народа, в особенности бедных, рабочих, студентов и, конечно, женщин. Борьба курдского народа – это и наша борьба».
Паула принесла это послание о совместной борьбе на собрание, посвященное Международному женскому дню, в курдский общинный центр в Сиднее, но она также принесла с собой послание надежды для курдского народа.
«В 1973 году произошел военный переворот под руководством генерала Аугусто Пиночета, направленный на то, чтобы сместить избранное правительство Сальвадора Альенде, который пытался создать правительство для народа.
Правительство Пиночета сажало в тюрьмы, пытало, казнило множество людей, другие «исчезали», и все это для того, чтобы внедрить новую экономическую модель, которая отдала ресурсы нашей страны североамериканским и другим транснациональным компаниям».
«Даже сегодня многие люди все еще ищут своих исчезнувших детей и внуков»
«Несмотря на жесточайшие репрессии, люди сопротивлялись. Сначала на улицы выходили женщины, которые объединились в организацию «Матери исчезнувших». Но движение против диктатуры росло, хотя потребовалось почти 19 лет, чтобы избавиться от нее. Так что чилийский народ очень хорошо узнал, что такое подавление со стороны диктатуры!
После диктатуры произошел некоторый возврат к более демократическому процессу, но конституция, которая была введена режимом Пиночета в 1980 году, действует и по сей день. Эта конституция дает военным и богатым людям большую власть, особенно в парламенте, где 70% занимают свои посты пожизненно. Это те же люди, которые владеют многими компаниями в Чили.
Однако с 2016 года учащиеся Чили начали выходить на улицы с протестами, выступая за лучшие условия в школах. Несколько лет спустя студенты университетов снова вышли на улицы и начали 8-месячную забастовку против роста стоимости образования. Вскоре требования были расширены и стали касаться прав человека, окружающей среды и того факта, что большая часть ресурсов нашей страны находится в руках транснациональных корпораций. Чилийцы даже вынуждены платить этим компаниям за доступ к воде.
Движение протеста достигло своего апогея три года назад, когда студенты вышли на улицы в связи с повышением тарифов на проезд в поездах и автобусах. Это движение не прекращалось, и затем к нему присоединились другие слои общества, включая рабочих.
Наши люди вышли на улицы в большом количестве, маршировали, пели и устраивали уличные представления. Это было потрясающе!
Их подавляли. Правительство ввело военных, но они не остановились. Тысячи студентов были посажены в тюрьму, а наш новый президент ввел указ об их амнистии, об их освобождении.
В результате этого движения мы выиграли плебисцит по написанию новой конституции, и почти 80% чилийцев проголосовали «за». Сейчас сформировано учредительное собрание, которое приступило к написанию новой конституции.
Мы все еще сталкиваемся со многими проблемами, потому что, хотя у нас новый народный президент Габриэль Борич, правые и их союзники все еще контролируют парламент.
Учредительное собрание более прогрессивное, и его первым президентом была женщина-мапуче, представительница коренного населения страны. Оно продолжает работать над новой конституцией вопреки всему.
И вот 11 марта состоялась инаугурация нашего нового президента Чили. Он самый молодой из всех наших президентов – ему всего 36 лет».
Паула рассказала, что одним из первых законов, утвержденных новым президентом, была амнистия для всех политических заключенных, которые находятся в тюрьме из-за участия в протестах последних трех лет.
«Поэтому я хочу сказать моим курдским сестрам и братьям, что надежда есть!»