Доверенное лицо Эрдогана посылает Израилю сигнал примирения

Бывший турецкий адмирал Джихат Яйджи предлагает заключить двустороннее соглашение об общих исключительных экономических зонах стран, которое поставило бы израильского союзника Кипр в затруднительное положение.

После нескольких лет дипломатических раздоров Турция в минувшие выходные вновь дала понять Израилю о своем стремлении к сближению с ним. Ожидается, что в понедельник бывший адмирал Джихат Яйджи, доверенный лицо президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, опубликует первое в своем роде предложение о заключении соглашения об общих исключительных экономических зонах (ИЭЗ) стран в Средиземном море. Статья появится в израильском академическом журнале Turkeyscope, издаваемом центром ближневосточных и африканских исследований имени Моше Даяна при Тель-Авивском университете, что само по себе свидетельствует о желании ослабить напряженность в отношениях с Израилем.

Исраэль Хайом узнал, что это был второй подобный сигнал примирения со стороны Турции, поскольку он касается израильского энергетического рынка. Четыре месяца назад официальные лица в Анкаре направили своим израильским коллегам четкий сигнал о желании Турции начать переговоры по этому вопросу. Однако из-за пандемии коронавируса процесс застопорился. Следующее предложение последовало за сообщением на прошлой неделе в турецких СМИ, связанных с Эрдоганом, о секретных переговорах между чиновниками Моссада и их турецкими коллегами. Согласно сообщению, на этих переговорах представители Эрдогана также выразили желание наладить отношения с Израилем. В докладе также говорится, что в последние месяцы турецкий лидер перестал делать воинственные заявления о еврейском государстве.

Согласно предложению Яйджи, морские границы между двумя странами будут сближаться за счет Кипра. С точки зрения турок, предложенная израильтянам сделка – это расширение морской границы, которую бывший адмирал построил с Ливией. Эта сделка была подписана в Триполи 27 ноября прошлого года и является источником нынешней напряженности между Анкарой и Афинами. Если к настоящему моменту греки уже были в ярости из-за того, что их морское соседство с Кипром разорвано, то такая сделка еще больше осложнила бы положение Афин и Никосии.

В первую очередь бывший турецкий адмирал сосредоточился на передаче блоков 8,9,11 и 12 из рук киприотов в руки Израиля. Блок 12 – это место расположения значительного по размерам газового месторождения Ишай-Афродита к северо-западу от израильского газового месторождения Левиафан, контролируемого израильской компанией Delek, промышленным гигантом Shell и американской компанией Noble Energy. Газовое месторождение, открытое у берегов Кипра в 2011 году техасской компанией Noble Energy, по имеющимся оценкам, содержит от 7-10 миллиардов кубометров газа на израильской стороне до около 100 миллиардов кубометров на кипрской. Для справки, оценочная стоимость 100 миллиардов кубометров газа составляет около 9 миллиардов долларов.

Морская граница между Израилем и Кипром в районе водохранилища Ишай-Афродита до сих пор остается спорной, несмотря на все соглашения, подписанные странами. В то же время Кипр и Турция погрязли в многочисленных спорах по поводу своих морских границ. Таким образом, Яйджи стремится решить проблемы как Анкары, так и Иерусалима одним махом, посредством двустороннего соглашения между Турцией и Израилем, которое оставляет Кипр в бедственном положении.

Также потенциальной выгодой для Израиля, исходя из предложения Яйджи, является подключение предполагаемого израильского газопровода в Европу к уже существующему турецкому трубопроводу. По словам Яйджи, этот вариант был бы значительно более практичным и дешевым для Израиля по сравнению с проектом «Истмед».

Между тем любое согласие Израиля на предложение Яйджи почти наверняка вызовет резкое сопротивление со стороны Греции и Кипра.

Во-первых, они будут рассматривать любое израильско-турецкое применение суверенитета в том, что они считают своими территориальными водами, как вторжение.

Во-вторых, согласие Израиля на турецкое предложение также означало бы признание позиции Турции в отношении исключительной экономической зоны вблизи греческих островов Родос и Кастеллоризо.

Наконец, это поставило бы Израиль в неопределенное положение по отношению к Объединенным Арабским Эмиратам по двум причинам. Для начала, наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид недавно подписал оборонный пакт с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом. Кроме того, напряженность между ОАЭ с одной стороны и Эрдоганом и его катарскими партнерами с другой может привести к реальным дипломатическим последствиям между Иерусалимом и Абу-Даби [в случае, если Израиль согласится с турецкими предложениями по ИЭЗ].

Что касается турецкого предложения, то высокопоставленный израильский чиновник заявил, что улучшение отношений с Анкарой является отрадным событием. Однако любое предложение турецко-израильского урегулирования за счет Кипра не является стартовым. «Кипр является союзником Израиля, и морская граница между этими странами признана ООН и Европейским Союзом», – пояснил высокопоставленный израильский чиновник.

«В свете последних сообщений о сближении разведывательных служб стран само предложение Яйджи, изложенное в статье, указывает на стремление Анкары к новому обновлению отношений с Израилем, – заявил издатель Turkeyscope доктор Хей Эйтан Коэн Янарочак в интервью Israel Hayom. – При этом для того, чтобы отношения двух стран были доведены до реальной нормализации, необходимо принять меры по укреплению доверия, что прежде всего требует возвращения послов и консулов».

Янарочак добавил: «Ради любых отношений, построенных на взаимном доверии, Турция должна изменить характер своего дискурса по отношению к государству Израиль. Другими словами, она должна прекратить делегитимизацию Израиля, которая вредит его имиджу на турецкой улице. Кроме того, Анкара должна отказаться от своих интимных отношений с ХАМАСом. Если Эрдоган сделает это, можно с уверенностью полагать, что Иерусалим будет стремиться найти способы, чтобы отношения снова процветали, как это уже случалось в прошлом».