Турецкие убийцы: операции SADAT в Европе – часть 3

Хотя растущая в последние годы активность SADAT в Европе игнорируется как европейскими властями, так и крупными СМИ, даже та неполная информация, которая мелькает в прессе, указывает на серьезные масштабы опасности.

Так, в ноябре 2018 года в беседе с американским изданием «Huff Post» бывший офицер НАТО Джафар Топкайя предупредил, что SADAT готовится к проведению операций в Германии. Майор Топкайя, который нес службу в штаб-квартире Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе, был арестован после попытки государственного переворота, произошедшей в Турции 15 июля 2016 года. Топкайя был освобожден условно-досрочно, проведя в тюрьме почти 1,5 года, и после своего освобождения бежал за границу.

Заявив, что турецкая разведка MIT может заниматься организацией операций по похищению людей, аналогичных тем, которые проводились в Косово и Африке, но теперь уже на территориях западноевропейских стран, Топкайя добавил, что правительство Эрдогана будет использовать для этого SADAT. Он отметил, что на тот момент ЧВК SADAT была самой мощной вооруженной группировкой в Турции. Топкайя продолжал:

«Мой друг в армии рассказал мне, что SADAT планирует провести операцию против диссидентов в Европе. Мой друг – надежный источник. Он также заявил, что SADAT шлет сообщения своим «спящим» ячейкам в Европе через агентство «Анадолу» (АА)».

Дело об убийцах в Брюсселе и их связях

Дело в Брюсселе считается чрезвычайно важным в контексте предотвращения организации убийств турецкими киллерами.

После расследования покушения на убийство, совершенного в июне 2017 года в отношении сопредседателя НКК Ремзи Картала и члена Исполнительного совета ОАK Зубейра Айдара, 18 июня 2021 года было принято решение подать иск.

Зубейр Айдар, Ремзи Картал и Ян Фермон – здание суда Брюсселя

Первое слушание по делу состоялось 1 октября 2021 года. В этом деле фигурируют четыре человека: Зекерия Челикбилек, Якуп Коч, Неджати Демирогуллари и Хаджи Аккулак. Последний, Аккулак, имеет курдское происхождение. Ему поначалу сказали, что он должен собирать информацию, но он раскрыл заговор, поняв, что его истинная цель – совершение убийств.

Это дело приобрело «взрывоопасный» характер для спецслужб как Турции, так и западных стран, с которыми сотрудничает республика.

Курдские власти хотят, чтобы эта вскрывшаяся попытка убийства была наказана в суде. Есть надежда, что дело в Бельгии создаст прецедент и для других европейских стран.

В ходе расследования, проведенного бельгийскими органами, выяснились поразительные подробности о связях группы, обвиняемой в заговоре. В результате технического слежения была получена важная информация. Следователи установили, что в телефонном разговоре между двумя людьми оговаривался план «кровавой бани». После этого к расследованию стали относиться серьезнее.

Заявления, о которых идет речь, были сделаны в ходе телефонного разговора Зекерии Челикбилека перед тем, как автомобиль с турецкой группой убийц был остановлен полицией, под видом «рутинной» проверки в Брюсселе в 2017 году. Далее следствие прояснило, что они проводили разведку и искали средства для совершения покушения.

Согласно информации, содержащейся в материалах дела, поскольку Челикбилек жил во Франции, другой член команды, Якуп Коч по прозвищу «Полковник», отправился туда, чтобы присоединиться к Челикбилеку, а после отбыл в Бельгию, где готовилось покушение. Якуп Коч привлек внимание тем, что во время полицейской проверки в Бельгии при нем было удостоверение, говорящее о принадлежности к турецкой полиции. В ходе расследования было установлено, что Коч также работал в посольстве Турции в Париже.

Поскольку командный центр группы находился во Франции, судебные органы Бельгии обратились к французским властям с просьбой провести расследование в рамках международного судебного сотрудничества. Французская полиция начала прослушивать телефоны тех, кто был вовлечен в сеть организаторов убийств. Лишь часть полученной информации была передана бельгийским властям. Ян Фермон, адвокат курдских политиков, заявил, что у них сложилось впечатление, будто Франция не поделилась с Бельгией всей информацией, которой располагала. По словам Фермона, Франция утаивала значительную долю того, что удалось узнать её полиции.

Однако, в результате прослушки стало понятно, что не только Челикбилек и Коч, но и целая группа связанных друг с другом людей принимали участие в преступной деятельности. Считается, что главой группы был Якуп Коч.

Руководитель группы Якуп Коч

Было установлено, что все члены группы, действовавшие сообща, имеют связи с посольством Турции в Париже. Группа также имела прямые связи с Анкарой. Многие члены группы были изображены на фотографиях, сделанных с советником Эрдогана в президентском дворце в Анкаре.

Эти люди имели такие профессии и занятия, как электрик, продавец подержанных автомобилей и т.д. Например, Челикбилек представлялся инженером-электриком.

Но настоящая картина была другой. «Завтра я должен ехать на родину в Бельгию», - говорит один из них в прослушанном телефонном разговоре. В 2017 году этот человек едет в Гент, Бельгию, покупает автомобиль у «турецкого бизнесмена» Неджати Демирогуллари и отправляется на нем в Анкару. Демироглуллари – шурин Якупа Коча. Он отвечает за все логистические задачи в команде убийц. Демироглуллари фабрикует поддельные документы для Ешилюрта, оформляя машину как «автомобиль компании», а Ешилюрта – как её «сотрудника». Ешилюрт поручает Якупу Кочу осуществить задуманное. Коч просит Демирогуллари позаботиться о работе. Для этого у Ешилюрта запрашивают паспорт и другие необходимые документы. В ходе расследования копии этого паспорта и прочих документов были обнаружены в WhatsApp у Демирогуллари. Итак, судебные органы Бельгии принимают решение углубиться в расследование в отношении Ешилюрта.

Ешилюрт был зарегистрирован в провинции Трабзон. Он скончался 8 апреля 2021 года в возрасте 41 года от коронавирусной инфекции. Его тело было отправлено в родной город. В ходе расследования было установлено, что перед смертью Ирфан Ешилюрт отправил посылку в Стамбул через компанию «Chronopost». Ешилюрт позвонил в «Chronopost» и спросил, почему посылка не дошла до адресата, проявляя раздражение. Когда сотрудник транспортной компании попытался уточнить, что было в посылке, Ирфан Ешилюрт ответил, что там был список имен и номеров телефонов. Французская полиция, которая допрашивала Ешилюрта, спросила, что именно он отправил в Стамбул. Ешилюрт отвечал, что у него имелся список имен и телефонных номеров. Когда полицейские поинтересовались, что это был за список, ответ был противоречивым. Ешилюрт утверждал, что он ездил на кладбища во Франции, записывал имена похороненных там турок и отправлял их в Анкару. Тот факт, что французская полиция удовлетворилась этим ответом, сам по себе вызывает вопросы. Удивительно, что у мертвых имелись номера телефонов.

Имело место быть и еще одно примечательное событие, связанное с Ешилюртом. Бельгийские следователи поняли, что посредством секретной системой предупреждений его обнаруживали в Шенгенской зоне. То есть каждый раз, когда Ешилюрт пересекал границу, информация об этом передавалась в соответствующие подразделения. Это говорит о следующем факте – французы следили за ним. По словам Фермона, позже данные Ешилюрта были удивительным образом удалены из системы оповещения Шенгенской зоны, а его следы перемещений были стерты, когда бельгийские власти начали задавать вопросы.

Еще одно имя, указанное в этой сети, - Сами Коч. Это племянник Якупа Коча. Есть в деле и еще один человек по имени «Авни». Когда сотрудники французской полиции начинают вести за ними слежку, они понимает, что те прошли специальную подготовку, поскольку группа использует технику для предотвращения прослушивания. Другими словами, они учились способам обезопасить себя.

В ходе расследования выясняется, что местом базирования группы убийц, отправившейся в Бельгию, была Франция.

Фотографии фигурантов расследования говорят об их связях с Исмаилом Хаккы Мусой, на тот момент послом Турции во Франции. На одном из фотоснимков Челикбилек и Исмаил Хаккы Муса стоят рядом. В материалах расследования, проведенного в Бельгии, есть указания на то, что в Европе «действия этой шпионской сети убийц координировал Исмаил Хаккы Муса». Муса, бывший заместитель главы турецкой MIT, вернулся в свою страну 14 марта 2021 года, объявив, что срок его работы в посольстве истек. Случилось это тогда, когда подозрения в его адрес усилились. Муса работал в MIT на момент убийства трех курдских революционерок в Париже, совершенного в январе 2013 года.

Зекерия Челикбилек (слева) и Исмаил Хаккы Муса (в центре)

Некоторые фотоснимки из этой серии были размещены в социальных сетях, а некоторые были сделаны при помощи мобильного телефона Челикбилека. Во время допросов Челикбилек утверждал, что одна из фотографий была отправлена Ешилюртом.

Ирфан Ешилюрт (в центре), Аднан Танрыверди (первый справа) – Париж

На этой фотографии Ешилюрт стоит между двумя другими людьми. Когда Челикбилека спрашивают, кто они, тот отвечает, что один из них из семьи, другой – Ешилюрт, а третий ему неизвестен. Однако тот, кого он якобы не знает, - Аднан Танрыверди, основатель турецкой ЧВК SADAT, Международной оборонной консалтинговой компании, а по сути частного турецкого подрядчика по обеспечению безопасности со штаб-квартирой в Стамбуле. Этот человек был личным советником президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Танрыверди также привлек к себе внимание в рамках расследования. Особый интерес вызвал его визит в Париж вместе с Эрдоганом в 2018 году. Его имя не упоминалось в официальной делегации. У группы убийц есть фотографии, сделанные с Танрыверди как в Анкаре, так и в Париже.

Фотографии

В ходе расследования выяснилось, что команде, которая базировалась в Париже, изображая из себя электрика и продавца подержанных автомобилей, было поручено встретиться с Танрыверди и Сеитом Сертчеликом, советником президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Сертчелик был одним из людей, с кем Эрдоган встречался в ходе своего визита в Париж. Он является главным советником президента Эрдогана и членом президентского совета по политике безопасности и внешней политике. Но в основном профессор Сертчелик, похоже, занят отрицанием геноцида армян.

Сеит Сертчелик в компании Osmanlı Ülkü Ocakları (Серые волки) – август 2020 г.

Есть и его фото во время посещения турецкой тюрьмы в Африне, городе Рожавы, который был оккупирован Турцией в марте 2018 года. Он сам поделился этой фотографией на своей странице в Facebook.

Советник Эрдогана Сеит Сертчелик перед тюрьмой в Африне, оккупированном в 2018 году

Однако, другие его фотографии, которые не были обнародованы, говорят о более масштабных связях Сертчелика. Например, у него есть снимки, сделанные как в Париже, так и в президентском дворце в Анкаре, с участниками сети киллеров в Европе.

Зекерия Челикбилек (первый слева), Сеит Сертчелик (второй слева) - Париж

Особенное внимание привлекают два фотоснимка Сертчелика. Один – с Челикбилеком в Париже, другой – в компании Кескина и Коча в Анкаре. Зекерия Челикбилек сфотографировался в Анкаре. Эти трое нанесли визит Сертчелику в его офисе – во дворце Эрдогана в Анкаре.

Якуп Коч (справа), Сертчелик (в центре), Мустафа Кескин (справа) – Президентский дворец – Анкара

В телефоне Челикбилека также есть снимок листка бумаги и фотографии, на которых указаны данные военного атташе при посольстве в Париже. Военный атташе, имя которого узнать не представляется возможным, описывает в этой бумаге все, что он сделал для ПСР (правящей в Турции Партии справедливости и развития). Когда французская полиция спросила Челикбилека, что это значит, тот отвечал, что военного атташе обвиняют в связях с сообществом Фетхуллаха Гюлена и просят передать упомянутую бумагу Эрдогану, если его задержат.

Записка, переданная Зекерии Челикбилеку военным атташе для передачи ее Эрдогану

Когда Челикбилек и военный атташе встретились в посольстве в Париже после попытки переворота в 2016 году, ему была передана эта письменная просьба. И если Челикбилек всего лишь «электрик», кем он себя называл, возникает вопрос, почему военный атташе передал такое послание «электрику», чтобы тот в свою очередь отдал его Эрдогану. Вкратце, военный атташе понимал, что Челикбилек имеет прямые связи с Анкарой.

Дело, находящееся на рассмотрении суда в Бельгии, насчитывает 7 000 страниц. Зубейр Айдар, на которого было совершено покушение, говорит: «Существование преступной сети раскрыто в этом деле со всей очевидностью. Планы покушения разоблачены, и в деле четко указано, что здесь имеется прямая связь с MIT, турецким правительством и даже Тайипом Эрдоганом».

Представитель обвинения, который занимается этим делом, утверждает, что покушения не было, и что всё это могло быть разведывательной деятельностью. Адвокат Ян Фермон комментирует ситуацию так: «Факты, представленные в деле, указывают на совершенно иное. Для меня было ясно, что это было попыткой покушения. Комментарий прокурора очень удивляет».

Многие вопросы о тех людях, которые имеют связи с турецкими властями, всё ещё ждут своих ответов. И, пускай Турция никак не способствует ходу расследования, недостаточный обмен информацией с французской стороной тоже вызывает подозрения. В отношении члена группы Якупа Коча не было начато никакого расследования.

Первую часть можно прочитать здесь

Вторую часть можно прочитать здесь