Турция застигнута врасплох событиями в Казахстане

Анкара предложила «все виды поддержки», чтобы помочь восстановить порядок после того, как центральноазиатская страна была потрясена насильственными протестами.

Турция предложила – с запозданием – поддержку Казахстану в восстановлении порядка в центрально-азиатском государстве, которое было потрясено жестокими протестами, вызванными повышением цен на топливо и подкрепленными борьбой за власть между соперничающими правящими кланами.

В выходные министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на заседании правящей Партии справедливости и развития (ПСР): «Турция надеется, что Казахстан достигнет стабильности и мира как можно скорее. Для этого Турция и Организация тюркских государств будут оказывать всяческую поддержку Казахстану». Чавушоглу имел в виду базирующуюся в Стамбуле международную группу, созданную Турцией и бывшими республиками СССР – Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, с которыми ее связывают этнические и языковые узы.

Министр обороны Турции Хулуси Акар поддержал это предложение, заявив: «Казахстан является важным союзником Турции, и мы надеемся на скорейшую стабилизацию ситуации и обеспечение правопорядка в этой стране. Если Казахстан обратится к Анкаре с какой-либо просьбой, мы будем готовы предоставить ее в полном объеме».

Развертывание Турцией войск в Ливии для поддержки международно признанного правительства в Триполи от атак поддерживаемого Россией восточного полевого командира Халифы Хафтара и ее вмешательство на стороне Азербайджана против Армении, позволившее первому отвоевать значительные куски оккупированной территории вокруг оспариваемого анклава Нагорного Карабаха, может вызвать у непосвященных вопрос, не предлагает ли Турция сделать то же самое для Казахстана. Кроме того, что может быть естественнее для авторитарного президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, чем протянуть руку помощи коллеге-деспоту, пытающемуся подавить общенациональные протесты против его правления?

Динамика событий в Казахстане гораздо сложнее, чем простое народное возмущение против коррупции и бесхозяйственности. По мнению аналитиков, они, скорее всего, застали Турцию врасплох: ее давний партнер, бывший президент Нурсултан Назарбаев, оказался в проигрыше, а Россия в конечном счете в выигрыше.

Считается, что Назарбаев сыграл ключевую роль в восстановлении отношений между Эрдоганом и президентом России Владимиром Путиным после того, как Турция сбила российский самолет над Сирией в 2015 году.

«Турция не была готова к этому восстанию [и] быстрому уходу режима Назарбаева, поскольку они думали, что Назарбаев полностью укрепил авторитарное правление, – отметил Гюль Берна Озкан, ученый, специализирующийся на Центральной Азии в Школе бизнеса и менеджмента Королевского университета Холлоуэя в Лондоне. – Это может объяснить, почему Турции потребовалось так много времени для официального ответа».

Преемник Назарбаева, президент Касым-Жомарт Токаев, который возложил вину за беспорядки на иностранных провокаторов и назвал их попыткой государственного переворота, повернул ситуацию против своего наставника и соперника (Назарбаева), призвав возглавляемую Россией Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «помочь Казахстану преодолеть эту террористическую угрозу». С тех пор тысячи российских военнослужащих были развернуты по всей стране. «Россия по приглашению правительства Казахстана фактически оккупировала Казахстан, – заявил в интервью «Аль-Монитору» стамбульский независимый аналитик Йорюк Исик. – Представить себе какую-либо роль для Турции после этого момента было бы фантазией».

«Для турецкого правительства все выглядело радужно в тюркском мире, но теперь им придется иметь дело с Россией. Россия – явный победитель», – согласился Озкан.

Путин, похоже, разделяет эту оценку, заявив на виртуальном саммите ОДКБ, что организации удалось «предотвратить подрыв основ государства, полную деградацию внутренней ситуации в Казахстане и блокировать террористов, преступников, мародеров и другие криминальные элементы».

Он сказал: «Конечно, мы понимаем, что события в Казахстане – не первая и далеко не последняя попытка вмешательства во внутренние дела наших государств извне».

Граничащий с Россией на севере и Китаем на востоке, с населением в 18 миллионов человек, Казахстан – огромная страна размером с Западную Европу с огромными энергетическими и минеральными ресурсами. Турция является одним из его ключевых торговых партнеров, объем торговли между двумя странами составляет около 2 миллиардов долларов.

Демонстрации начались 2 января в нефтяном городе Жанаозен на западе страны из-за внезапного скачка цен на автомобильное топливо и быстро распространились на торговую столицу страны – Алматы, превратившись в демонстрацию гнева против коррумпированного Назарбаева и его приближенных олигархов. Предполагаемые проназарбаевские силовики ответили. По данным казахстанских властей, было убито более 160 человек, в том числе трое детей.

5 января Токаев отстранил Назарбаева от должности председателя Совета безопасности. Он также уволил главу службы безопасности Карима Масимова, поставленного Назарбаевым для того, чтобы следить за ним, вместе со всем кабинетом министров. Масимов был арестован по обвинению в государственной измене.

С начала протестов было задержано не менее 8000 человек. Поблагодарив Россию за вмешательство, Токаев сегодня заявил, что к разжиганию беспорядков причастны боевики из соседних государств Центральной Азии, включая Афганистан, а также с Ближнего Востока, не предоставив никаких конкретных доказательств в поддержку своих утверждений. Он не упомянул Назарбаева ни в каком контексте. Исик считает, что даже со всеми миллиардами накопленных богатств Назарбаев больше не представляет угрозы. Его местонахождение остается неизвестным.

Комментарии Токаева могли быть косвенным выпадом в адрес Турции, которую такие страны, как Египет, Израиль и ОАЭ, давно обвиняют в спонсировании мусульманских экстремистских групп, таких как ХАМАС. Анкару также обвиняют в том, что она закрывает глаза на тысячи иностранных боевиков, которые переходят из Турции в Сирию, чтобы присоединиться к Исламскому государству (запрещено в РФ. - прим.).

Фирдевс Робинсон, аналитик из Лондона и бывший редактор отдела Би-би-си по Центральной Азии, сказала «Аль-Монитору», что тот факт, что Турции потребовалось время, чтобы отреагировать на события в Казахстане, свидетельствует о том, насколько потенциально проблемным может стать этот кризис для Турции, в том числе с точки зрения того, как он повлияет на ее отношения с Россией. Черноморские соседи находятся на противоположных сторонах в эскалации кризиса вокруг Украины.

Робинсон продолжила: «В ближайшие дни у Турции нет другого выбора, кроме как идти по натянутому канату. В заявлениях турецких властей о том, на каких позициях они находятся, уже можно заметить сильную дозу реализма и даже дискомфорта.

После многих лет продвижения исламской идентичности среди казахов, позволяя казахским боевикам свободно проникать в Сирию и закрывая глаза на связи казахских мафиозных элементов с турецкими теневыми националистами, их беспокойство вполне объяснимо».