Страны Персидского залива обращаются к новым сирийским лидерам

Король Бахрейна Хамад направил письмо лидеру ХТШ Ахмеду Хусейну аш-Шараа (Абу Мухаммеду аль Джулани), а ОАЭ установили прямые контакты с оппозиционными группами. Катар намерен вскоре вновь открыть посольство в Дамаске.

Страны Персидского залива, такие как ОАЭ, Бахрейн и Саудовская Аравия, готовятся к переходному периоду в Сирии, налаживая контакты с повстанческим правительством во главе с временным премьер-министром Мухаммедом аль-Баширом в преддверии переговоров в Иордании в субботу.

В письме Джулани, которое стало первым публичным предложением, сделанным повстанческому правительству страной Персидского залива, бахрейнский правитель заявил, что готов «продолжать консультации и координацию с Сирией».

Одновременно заместитель премьер-министра и министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла бин Заид отдельно поговорил с премьер-министром и министром иностранных дел Катара шейхом Мухаммедом бин Абдулрахманом, министром иностранных дел Египта Бадром Абделатти; министром иностранных дел Иордании Айманом Сафади, министром иностранных дел Марокко Насером Буритой, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, министром иностранных дел Ирана Аббасом Арагчи и министром иностранных дел Кувейта Абдуллой аль-Яхья.

В своих разговорах с различными лидерами шейх Абдулла подчеркнул «важность поддержки суверенитета и территориальной целостности Сирии», а также «обеспечения безопасности и стабильности» для сирийцев.

Официальный представитель Саудовской Аравии в беседе с Reuters в воскресенье заявил, что правительство королевства поддерживает связь со «всеми заинтересованными сторонами» в стране.

Министерство иностранных дел Саудовской Аравии в понедельник заявило, что поддерживает «выбор сирийского народа» на этом критическом этапе его истории. А министерство иностранных дел Омана в воскресенье призвало к «самоограничению» и к тому, чтобы «избегать эскалации и насилия».

Абдулхалек Абдулла, отставной профессор политологии из ОАЭ, близкий к эмиратской королевской семье, сообщил, что высшие должностные лица нового переходного правительства в Дамаске встречались с шестью разными послами, включая эмиратского, Хасана аль-Шехи.

«Теперь установлен прямой контакт», - сказал он.

«В рядах оппозиции есть те, с кем ОАЭ установили контакт. Они их знают и могут с ними поговорить», - добавил он. Абдулла не уточнил, с какими именно группами разговаривают ОАЭ, но сказал, что это «независимые и невооруженные группы».

На встрече обсуждалась поддержка странами Персидского залива стабильности Сирии, инвестиции в восстановление и планы по развитию страны и привлечению иностранных инвестиций, сообщил Абдалла изданию Al-Monitor.

Встреча проходила в преддверии совещания арабских и других официальных лиц в Иордании в субботу.

На субботней встрече будут присутствовать министры иностранных дел Иордании, Саудовской Аравии, Ирака, Ливана и Египта, а также генеральный секретарь Лиги арабских государств. Министры встретятся со своими коллегами из США и Турции, в переговорах также примут участие страны Персидского залива, такие как ОАЭ, Бахрейн и Катар.

«Я ожидаю, что ОАЭ и Иран предпримут совместные действия против Джулани, - сказал в интервью изданию Al-Monitor Джасим Хусайн, бахрейнский политолог и бывший депутат парламента, - им нужно ограничить его власть и сосредоточиться на развитии. Катарцы счастливы. Турки очень довольны. Так что мы увидим смену позиций».

Встреча в Иордании
Встреча в Иордании состоялась после того, как в четверг госсекретарь США Энтони Блинкен посетил эту страну, имеющую более чем 200-мильную границу с Сирией. Главный американский дипломат призвал к «инклюзивному, внеконфессиональному» переходу к новому правительству.

В среду Катар, поддержавший повстанцев в начале сирийской гражданской войны, заявил, что «скоро» вновь откроет свое посольство в Дамаске, так как готовится к новому дипломатическому взаимодействию с Сирией.

«Самый большой победитель в ССАГПЗ - это, безусловно, Катар», - сказал Абдулла в интервью Al-Monitor.

Катар и раньше оказывал поддержку исламистским движениям, но ОАЭ отличаются нетерпимостью к исламистским группам и «Братьям-мусульманам». Длительный период невзаимодействия Катара с Асадом будет воспринят повстанческим правительством более благосклонно, в отличие от их восприятия ОАЭ, которые нормализовали отношения с Асадом в 2018 году и пытались вернуть его в лоно арабских государств в последние дни существования его режима.

Отсутствие консенсуса ССАГПЗ по Сирии
ССАГПЗ, озабоченный войной в Газе, не был готов к внезапной смене режима в Сирии и в настоящее время не имеет согласованной стратегии для работы с новыми реалиями.

«Это оставило каждой стране возможность выработать свой собственный подход к новому сирийскому режиму. Так что теперь для каждого государства есть свое место. У ОАЭ свой путь, у Саудовской Аравии, Катара и т. д. - свой», - сказал Абдулла.

«Они не договорились даже о минимально-коллективном подходе к Сирии. Они оставили это на усмотрение каждого. Так что каждый сам по себе», - добавил он.

Абу-Даби хочет, чтобы модель новой сирийской республики была основана на федерации с децентрализованной структурой, сказал Абдулла. Гораздо менее желательным результатом с точки зрения ОАЭ было бы принятие Джулани турецкой модели, которая «немного светская, немного исламистская», и лидер «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), действуя в ее рамках, стал бы «Эрдоганом арабского мира».