Рост бедности в Иране
Инфляция в Иране продолжает расти, что еще больше усиливает экономическое давление на семьи с низким уровнем дохода и ведет к росту бедности.
Инфляция в Иране продолжает расти, что еще больше усиливает экономическое давление на семьи с низким уровнем дохода и ведет к росту бедности.
Недавно опубликованные данные о стоимости предметов первой необходимости для слоев населения Ирана с низкими доходами показывают, что рост цен на эти предметы – преимущественно продовольственные товары – действительно оказал большое давление на уязвимые группы населения страны.
В период с марта 2019 года по сентябрь 2020 года иранцы стали свидетелями резкого роста цен на товары с 55% до более чем 100%, согласно исследованию, опубликованному в октябре Институтом торговых исследований и аналитическим центром при министерстве промышленности, шахт и торговли. Например, макаронные изделия, импортный рис и бобовые выросли в цене более чем на 100%. Цены на чай, сахар, иранский рис, яйца и молочные продукты выросли на 60-91%. Следует отметить, что уровень инфляции за седьмой месяц иранского года (сентябрь- октябрь) составил 41,4%, согласно отчету, опубликованному статистическим центром Ирана, в то время как месячная инфляция за тот же период достигла 7%, испытав рост на 3,4 процентных пункта по сравнению с предыдущим месяцем.
Чтобы рассчитать минимальную сумму расходов на проживание в текущем иранском году, представители правительства, работодателей и работников в высшем трудовом совете договорились о цифре 4 940 000 томанов ($187) в марте. Эта сумма рассчитывается ежегодно для семьи из четырех человек. Хотя представители профсоюзов стремились, в соответствии с положениями статьи 41 Закона о труде, получить благоприятное мнение работодателей и государственных агентов о приближении заработной платы работников к прожиточному минимуму, минимальная заработная плата не увеличивалась соответствующим образом, чтобы заполнить этот пробел в 2020-2021 годах. Таким образом, разрыв между заработной платой и стоимостью жизни рабочих вырос до 2 030 000 томанов (77 долл.), поскольку минимальная заработная плата была установлена на уровне 2 902 000 томанов (110 долл.) в месяц. Однако значительная часть рабочей силы, включая женщин, обычно вынуждена соглашаться на заработную плату ниже минимальной и работать более восьми часов. Они даже лишены той минимальной поддержки и защиты, которые предусмотрены трудовым законодательством.
Национальный доход Ирана в прошлом году (в постоянных ценах 2011 года) достиг 393,9 трлн томанов, как следует из данных, размещенных на сайте Центрального банка Ирана (CBI). Это число показывает падение на 5,8% по сравнению с 2018 годом. Этот показатель является самым низким с 2005 года, согласно имеющимся в настоящее время данным, представленным КБР. Иными словами, за последние 15 лет национальный доход иранцев практически не изменился. Он даже просел примерно на 28,9% по сравнению с началом 2010-х годов.
Кроме того, доход на душу населения каждого иранца в прошлом году в текущих ценах составил около 22,5 миллиона томанов ($853). Но чтобы сравнить его с другими годами, необходимо извлечь из него эффект инфляции. По этой причине данные о национальном доходе должны приводиться в постоянных ценах. С учетом того, что в прошлом году население Ирана составляло 83 миллиона человек, ЧКВ каждого иранца по сравнению с 1990 годом сократился до 4,7 миллиона томанов. КБР предоставляет данные Национального счета с 2004 года. По имеющимся данным, доходы в 2019 году были самыми низкими за последние 16 лет. В прошлом году подушевой доход снизился более чем на 35% по сравнению с 2011 годом, составив более трети доходов иранцев. По сравнению с 2004 годом этот показатель снизился на 17%.
Кроме того, коэффициент Джини – показатель неравенства или мера распределения доходов среди населения – указывает на то, что экономическая несправедливость в Иране неуклонно растет. Когда правительство президента Хасана Роухани возглавило исполнительную власть в 2013 году, индекс неравенства доходов составлял около 0,3650. Однако в 2018-19 годах этот показатель вырос до 0,4093. Согласно статье 3 Закона о шестом пятилетнем плане развития (2016-21 годы), к концу программы этот показатель должен составить 0,34. Это при том что текущий показатель индекса Джини далек от поставленной цели. Несмотря на то что он был незначительно снижен, с небольшим снижением в прошлом году, и зафиксирован на уровне 0,3992, растущий разрыв между богатыми и бедными не будет компенсирован такими небольшими сокращениями.
Кроме того, Всемирный банк рассчитал базовую черту крайней бедности в мире на уровне 1,9 долл. США на человека в день. Он также оценил ежедневный доход для стран с доходом выше среднего, включая Иран, в 5,5 долл. США. исходя из последнего определения, очевидно, что рабочие, составляющие более половины населения страны, живут ниже уровня, установленного Всемирным банком. По данным исследовательского центра министерства кооперативов, труда и социального обеспечения, число тех работников, которые имеют социальное страхование или работают в условиях, установленных трудовым законодательством, в стране в прошлом году составило 14 миллионов человек. При этом экономически активное население Ирана составляет 39 миллионов. Это при том, что данные исключают из расчета 3 миллиона рабочих, так как их данные нигде не зарегистрированы.
Растущее давление с целью компенсировать падение покупательной способности общества в виде предоставления пакетов средств к существованию привело к одобрению предложения о предоставлении электронных купонов или ваучеров в иранском парламенте. В результате правительство обязано распределять субсидии от продажи своих избыточных активов с кредитным потолком в 30 трлн томанов ($1,1 млрд). Предложение одобрено в то время, когда нет достаточных ресурсов для покрытия текущего государственного бюджета в отсутствие значимых продаж государственных облигаций. Таким образом, принуждение правительства к выделению средств легко приведет к увеличению объема печатания денег. Эта популистская мера, учитывая уровень инфляции в 7% только в октябре месяце, может угрожать поднять инфляционное давление до новых, пагубных уровней. Несомненно, ожидается, что эта инициатива будет действовать контрпродуктивно и в конечном итоге нанесет серьезный ущерб беднейшей части работников.
Растущее неравенство в доходах и обнищание людей имеют много последствий, наименьшее из которых – создание ловушки бедности и вовлечение экономики в порочный круг непрерывного спада. Несомненно, продолжение почти нулевого экономического роста в течение последнего десятилетия неизбежно приведет к дальнейшему сокращению национального дохода на душу населения. А это может привести к еще большей безработице для миллионов иранцев, поскольку предприятия будут вынуждены работать ниже своих ожидаемых мощностей.
В политическом плане последствия роста бедности и экономической несправедливости очевидны. Среди вероятных последствий – резкий рост преступности, а также, возможно, формирование протестов наподобие событий ноября 2019 года.