Пока избиратели борются с самым тяжелым кризисом стоимости жизни за два десятилетия правления президента Реджепа Тайипа Эрдогана, последний расширяет свои обещания практически с каждым днем, ощущая на себе жар опросов общественного мнения, которые показывают, что он все больше отстает от своего главного соперника.
Хотя соцопросы в Турции обычно воспринимаются с долей сомнения, Кемаль Киличдароглу, общий кандидат в президенты от шестипартийного оппозиционного альянса, опережает Эрдогана в последних опросах, и некоторые наблюдатели считают, что он может даже одержать победу в первом туре. Опрос Al-Monitor/Premise, опубликованный на этой неделе, показал, что в случае второго тура у двух основных претендентов статистически ничья.
Расходы Эрдогана в преддверии выборов и вихрь обещаний, данных обеими сторонами, создают угрозу дефицита бюджета, – дефицита, невиданного за последние два десятилетия, и роста дальнейших препятствий в борьбе с инфляцией.
В первые три месяца этого года дефицит государственного бюджета уже составил более 250 млрд турецких лир ($12,9 млрд) – 38% от дефицита, который прогнозировался на весь год. К концу года дефицит, вероятно, достигнет не менее 1 триллиона лир, или 6% валового внутреннего продукта.
Два сильных землетрясения на юге Турции в феврале способствовали увеличению дефицита, и расходы, связанные с землетрясениями, будут продолжать оказывать нагрузку на бюджет в течение следующих нескольких лет. Пересмотр экономических программ и принятие дополнительного бюджета представляются неизбежными для победителя выборов.
Лук как символ инфляции
Предвыборная агитация оппозиции была сосредоточена на кризисе стоимости жизни, который является основным фактором снижения поддержки Эрдогана в обществе. Потребительская инфляция в марте составила 50,5% после пика в 85,5% в октябре, и рост цен остается главной причиной недовольства большинства избирателей.
Поскольку продовольственная инфляция составляет около 70%, оппозиция сделала лук символом провала экономической политики правительства, после того, как в начале апреля цены на этот скромный, но все же базовый продукт питания достигли потолка.
Чтобы сменить тему, команда Эрдогана подчеркивает такие успехи, как обнаружение газа у черноморского побережья Турции и строительство крупномасштабной инфраструктуры, включая подвесные мосты, аэропорты и автострады. На прошлой неделе Эрдоган пообещал 25 кубометров бесплатного газа ежемесячно для домашних хозяйств в течение года, возглавив церемонию первого поступления газа на береговой завод из запасов Черного моря.
В ходе других выступлений, приуроченных к выборам, он представил первый в Турции электромобиль, крупнейший военный корабль и новый танк. В четверг он и президент России Владимир Путин присутствовали по видеосвязи на церемонии, посвященной первой поставке ядерного топлива на первую турецкую атомную электростанцию, которую российская компания строит недалеко от побережья Средиземного моря.
Эрдоган редко и лишь мимолетно признает кризис стоимости жизни и неадекватную реакцию своего правительства на катастрофу, вызванную землетрясением, настаивая на том, что Турция добилась больших успехов под его президентством, которое, по мнению оппозиции, превратилось в режим единоличного правления.
Политика Эрдогана, ориентированная на выборы, включает прямую поддержку доходов малообеспеченных групп населения, налоговые льготы, схемы переноса сроков уплаты неуплаченных налогов и штрафов в сочетании с отменой некоторых сборов. В качестве жеста, адресованного примерно 2 миллионам непосредственных бенефициаров, он восстановил положения о досрочном выходе на пенсию, действие которых было прекращено в 1999 году.
Специальные обязательства, связанные с землетрясением, включают строительство сотен тысяч новых домов для жертв землетрясения и стимулы для восстановления или реконструкции некачественных зданий в других районах, подверженных землетрясению. Только в Стамбуле он поставил цель обновить 1,5 миллиона единиц жилья в течение пяти лет.
Киличдароглу, со своей стороны, подробно описал обширную программу на первые 100 дней пребывания в должности, включая прямую поддержку доходов, пакеты социального обеспечения и меры по искоренению коррупции и нецелевого использования государственных средств. Он обещает обеспечить бесплатное питание для студентов, выплачивать пенсионерам ежегодные премии в размере 15 000 лир ($770), снизить налоговое бремя фермеров и мелких лавочников и покрыть взносы на социальное обеспечение женщин и молодых людей в сельскохозяйственном секторе.
В одном из своих самых ярких пропагандистских заявлений Киличдароглу утверждает, что разгул коррупции и злоупотреблений при Эрдогане обошелся государственному сектору примерно в 418 миллиардов долларов. Он пообещал создать специальное управление для изучения подобных правонарушений, привлечения виновных к ответственности и возврата как можно большего объема средств.
Он также пообещал освободить роскошный дворец Эрдогана, перенести президентский офис в исторический особняк Чанкая и продать парк из 16 президентских самолетов Эрдогана.
В качестве еще одного важного обещания лидер оппозиции надеется, что возвращение к экономической ортодоксии и верховенству закона восстановит доверие иностранных инвесторов и привлечет в Турцию до 300 миллиардов долларов США в виде иностранного капитала.
Потеря иностранных инвестиций способствовала валютному кризису в Турции и резкому падению курса лиры в последние годы, когда Эрдоган проводил противоречивую политику низких ставок, разгоня инфляциию. Правительственные чиновники критикуют обещание Киличдароглу, отмечая, что общий объем иностранных инвестиций за последние два десятилетия составил всего 250 миллиардов долларов.