Власти Кыргызстана опровергли утверждения о том, что они участвовали в заговоре с целью похищения турецкими спецслужбами турецко-кыргызского преподавателя, который пропал без вести в Бишкеке 31 мая, став еще одной жертвой незаконной выдачи Турции «подозреваемых в терроризме».
Пресс-секретарь президента Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что «абсурдно предполагать», что власти Кыргызстана причастны к похищению Орхана Инанди. Но правозащитные группы говорят, что маловероятно, что его могли похитить без их соучастия.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил в понедельник, что Инанди был возвращен в Турцию, и впервые с момента его исчезновения стало известно о его местонахождении. По общему мнению, Инанди удерживался в посольстве Турции в Бишкеке. Неясно, когда он был доставлен обратно в Турцию.
Эрдоган с гордостью заявил после встречи с членами своего кабинета в Анкаре, что в результате «уникальных и терпеливых усилий» национальная разведывательная служба Турции доставила «высокопоставленного лидера FETO в Центральной Азии Орхана Инанди в нашу страну, чтобы он мог предстать перед судом».
FETO – это аббревиатура так называемой «фетуллахистской террористической организации», названной в честь базирующегося в Пенсильвании суннитского проповедника Фетхуллаха Гюлена, бывшего союзника Эрдогана. Турция обвиняет Гюлена в организации неудавшегося государственного переворота в июле 2016 года с целью свержения турецкого лидера. С тех пор она преследует членов его движения в стране и за рубежом, сажая их в тюрьмы тысячами. Эрдоган признал, что с 2016 года более 100 таких людей были переданы Турции ее разведывательной службой MIT.
Организация Freedom House, которая задокументировала множество подобных случаев, заявила в январском докладе, что Турция осуществила такие выдачи по меньшей мере в 31 стране.
Хьюман Райтс Вотч, которая следила за делом Ванди, заявила, что турецкие и кыргызские власти «похитили и во внесудебном порядке и передали Турции человека с двойным гражданством Турции и Кыргызстана». Базирующийся в Нью-Йорке наблюдатели заявили, что действия «включали вопиющие нарушения международного и внутреннего законодательства» и «еще раз демонстрируют безжалостное пренебрежение Анкары к верховенству закона в целом».
«То, что Инанди, гражданин Кыргызстана и Турции, мог быть похищен и пропал без вести, находясь на территории Кыргызстана, только для того, чтобы быть незаконно вывезенным из страны спецслужбами Турции, говорит о том, что правительство Кыргызстана либо не желает, либо не может противостоять Анкаре, либо напрямую вступило с ними в сговор», – сказал Хью Уильямсон, директор по Европе и Центральной Азии Human Rights Watch.
Кыргызские официальные лица отрицают какой-либо сговор. Посол Турции в Бишкеке был вызван в Министерство иностранных дел по этому делу. Президент Киргизии Садыр Жапаров заявил в интервью 6 июля, что его правительство потребует немедленной репатриации Инанди в его страну. Он добавил, что с 2016 года было три попытки похитить 53-летнего учителя, последняя из которых произошла в начале 2021 года. Однако, есть предположения, что Инанди, возможно, был переправлен в Турцию на самолете Жапарова, когда кыргызский лидер встретился с Эрдоганом в Анкаре 9 июня.
На фотографии Инанди, распространенной турецким правительством в средствах массовой информации, был изображен изможденный, небритый мужчина с темными кругами под глазами, стоящий между двумя большими турецкими флагами. У него был затравленный вид. Его руки сцеплены, но, что необычно для данных обстоятельств, на них не было наручников.
Жена Инанди, Рейхан, с которой сегодня связался «Аль-Монитор» в Бишкеке через Whatsapp, сказала, что, по ее мнению, причина, по которой на его руках не было наручников, заключалась в том, что его пытали. «Обратите внимание, как распухла его правая рука на фотографии. Они явно заставляли его что-то подписать, и он отказался. Посмотри, что они сделали с этим человеком. У него были красивые руки. Он так сильно похудел. Пусть тот, кто сделал это с ним, будет разорван на тысячи кусочков, пусть Всемогущий дарует им наказание, которого они заслуживают», – сказала она.
Многочисленные подозреваемые, связанные с Гюленом, которые аналогичным образом исчезли и появились в турецком заключении несколько месяцев спустя, во время судебных слушаний утверждали, что их держали в «темных местах» и пытали. Несколько лиц, связанных с Гюленом, по-прежнему числятся пропавшими без вести в самой Турции. Юсуф Бильге Тунч, один из десятков тысяч предполагаемых гюленистов, изгнанных из правительства, пропал без вести с августа 2019 года. Гусейн Галип Кучукозигит, еще один вычищенный бюрократ, пропал без вести с 29 декабря прошлого года.
Себнем Корур Финанси, специалист-криминалист, который лечил десятки жертв пыток в Турции, также сказал, что состояние руки Инанди предполагает, что он, возможно, подвергался жестокому обращению. «Мы видим, что одна рука больше другой, мы видим изменение цвета на большей руке. Это может быть из-за нескольких прямых ударов по руке».
Турецкие власти утверждают, что Инанди, проживающий в Кыргызстане с 1995 года, служил «имамом» в Центральной Азии для сети Гюлена. Эрдоган обвинил его: «Этот человек во время своего пребывания в Турции принимал участие в секретных ячейках организации. После присоединения к ее высшим руководителям этот человек вложил грязные деньги FETO в Центральную Азию и использовал мозги, которые он отравил, для реализации темных планов организации».
Государственная радио- и телевизионная сеть Турции TRT утверждала, что Инанди получил 25 кыргызских паспортов для беглецов, связанных с Гюленом, и заявила, что турецкие власти установили, что преподаватель много раз ездил в Пенсильванию, чтобы «получить инструкции» от Гюлена, последний раз в марте.
Движение Гюлена имеет сеть из 16 средних школ, девяти начальных школ, университета и нескольких подготовительных школ для колледжей в Кыргызстане. Турция оказывает давление на власти Кыргызстана, чтобы они закрыли их.
Жена Инанди признала, что ее муж совершал многочисленные поездки за границу и что они, возможно, включали встречи с Гюленом. «Мы не скрываем, что мы являемся членами движения», – сказала она. Но она отвергла утверждения правительства о том, что ее муж был замешан в преступной деятельности. «Мысль о том, что Орхан имел право выдавать кыргызские паспорта, смехотворна. Я подала заявление на получение кыргызских паспортов для моих двоих детей два с половиной года назад, и мы все еще ждем их получения», – добавила она с горьким смехом.