Киличдароглу привлек рекордное внимание к видеоролику «Алевиты»
Кандидат в президенты Турции и главный соперник Эрдогана Кемаль Киличдароглу привлек рекордное внимание своим видеороликом, в котором он обращается к молодежи страны.
Кандидат в президенты Турции и главный соперник Эрдогана Кемаль Киличдароглу привлек рекордное внимание своим видеороликом, в котором он обращается к молодежи страны.
До решающих выборов 14 мая остается менее четырех недель. Кандидат в президенты Турции Кемаль Киличдароглу привлек к себе рекордное внимание, открыто рассказав о своей вере – вере алевитов, которую многие считают одним из его главных недостатков в деле привлечения поддержки избирателей.
Выступая в видеообращении под названием «Алевиты», опубликованном в конце среды, Киличдароглу, лидер главной оппозиции страны, сказал, что идентичность – это актив, который делает людей теми, кто они есть. «Дорогие молодые люди, дорогие молодые люди, которые впервые будут голосовать на выборах, пришло время поговорить об очень личной, очень чувствительной теме сегодня вечером, – сказал он отеческим тоном. – Я – алевит. Я – мусульманин».
Твит Киличдароглу, включающий видео, которое на данный момент просмотрели более 73 миллионов раз, знаменует собой первый случай, когда он заговорил о своей вере с момента начала избирательной кампании. Его вера была одним из главных спорных вопросов в преддверии выдвижения его кандидатуры на пост президента, так как многие, включая даже некоторых официальных лиц Республиканской народной партии (РНП) и союзной ей Хорошей партии (ХП) утверждали, что консерваторы и исламисты Турции будут его сторониться и не станут голосовать за алевита.
«Наша идентичность – это то, что делает нас теми, кто мы есть. ... Мы не можем ее выбирать, – сказал главный претендент на пост Эрдогана. – Но есть очень важные вещи в жизни, которые мы можем выбрать. Мы можем выбрать быть хорошим человеком, быть честным, этичным, праведным, добродетельным и справедливым. Мы можем выбрать лучшую жизнь в свободной и процветающей стране», – сказал Кемаль Кылычдароглу.
Будчи родом из восточной провинции Тунджели, где проживают преимущественно алевиты, Киличдароглу – первый алевит, возглавивший РНП. Значительное по численности меньшинство алевитов, проживающих в стране, придерживается отдельной ветви мусульманской веры и посещают собственные молитвенные дома. Алевитское меньшинство подвергалось многочисленным сектантским нападениям, включая массовые убийства, на протяжении всей истории как современной Турецкой Республики, так и османской эпохи, поскольку суннитские исламисты считали алевитов «еретиками».
По словам Сонера Чагаптая, директора программы турецких исследований в Вашингтонском институте, видео Киличдароглу направлено на то, чтобы лишить правительство важных рычагов влияния. «Кандидат в президенты Киличдароглу может лишить Эрдогана контроля над поляризующим нарративом, не используя инструменты, доступные последнему. Обсуждая свою алевитскую идентичность (что считается табу в Турции) Киличдароглу выдергивает ковер из-под ног Эрдогана», – написал Чагаптай в Twitter.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который в прошлом неоднократно вызывал гнев алевитов своими подстрекательскими высказываниями, в том числе использовав по отношению к алевитскому молельному дому (джемеви) слово «фрики», недавно попытался задобрить алевитское меньшинство серией предвыборных обещаний.
Охарактеризовав этот шаг Киличдароглу как «смелый», директор Института Ближнего Востока в Турции Гонул Тол сказал: «Он принимает свою алевитскую идентичность, которую Эрдоган использовал против него, и многие думали, что это будет помехой для него на предстоящем голосовании».
Видео также получило высокую оценку оппозиционных политиков. Находящийся в тюрьме курдский лидер Селахаттин Демирташ был одним из первых политиков, который похвалил видео, ретвитнув его на своем аккаунте. «На этой земле можно вести равную, братскую и мирную жизнь без дискриминации, – написал он. – Я от всей души поддерживаю это прекрасное послание». Прокурдская Демократическая партия народов Турции (ДПН), ведущий политический блок, представляющий курдов страны, объявила в прошлом месяце, что не будет выдвигать своего кандидата в президенты, что повышает шансы Киликдароглу против Эрдогана.
Большинство партнеров Киличдароглу по коалиции также поспешили поддержать кандидата. Исламистская партия «Фелисити» поделилась видео с комментарием: «Мы можем вместе покончить с этим порочным порядком».
Киличдароглу баллотируется в качестве совместного кандидата от возглавляемого РНП оппозиционного блока, куда входит шесть партий страны, включая Хорошую партию, Партию демократии и прогресса (DEVA), Партию будущего, Партию счастья и Демократическую партию (ДП).
В видеоролике под названием «Сунниты» бывший соратник Эрдогана, лидер Партии будущего Ахмет Давутоглу заявил: «Да, я суннит. Но мой долг – защищать права наших граждан-алевитов».
Лидеры «Хорошей партии», тем временем, пока никак не прокомментировали видео. В то время как правящая партия Эрдогана в основном хранила молчание по поводу видео, главный союзник президента, Девлет Бахчели, лидер Партии националистического движения (ПНД), обвинил Киличдароглу в «безответственности», сказав, что тот своими словами «задевает этнические и религиозные чувства очень опасным способом».
По данным опросов, в преддверии судьбоносных президентских и парламентских выборов в стране, основные соперничающие блоки пытаются заручиться поддержкой неопределившейся молодежи, чьи голоса по-прежнему имеют решающее значение.
Именно молодежь была целевой аудиторией Киличдароглу. «Мой дорогой молодой друг, перед нами, как перед страной, стоит поворотный момент, и нам нужно, чтобы вы преодолели его вместе. Не забывайте, вы можете вытащить эту страну из болезненных межконфессиональных споров», – сказал он.
Между тем, специалисты указывают на то, что неопределившиеся избиратели Турции, в особенности молодые, могут повлиять на судьбоносные выборы.
Организаторы социологических опросов и эксперты также предупреждают, что результаты парламентских выборов могут повлиять на ход всей гонки в случае второго тура выборов президента.
До решающих выборов в Турции осталось менее четырех недель, но до 15% избирателей еще не определились. Их решения, принятые в последнюю минуту, скорее всего, повлияют на исход напряженной борьбы, говорят специалисты по соцопросам.
Неопределившиеся избиратели, особенно молодые люди, которые будут голосовать впервые, все чаще оказываются в центре внимания избирательной кампании в преддверии выборов 14 мая. Социологи говорят, что партиям необходимо заручиться поддержкой неопределившихся избирателей на парламентских выборах, в то время как избиратели, которые определились, но недовольны своими кандидатами, будут играть решающую роль на президентских выборах.
Что касается президентской гонки с четырьмя кандидатами и двумя главными претендентами – действующим президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и лидером основной оппозиции Кемалем Киличдароглу, то, по данным опросов, большинство избирателей определились со своим выбором, но значительный процент не до конца уверен в нем.
Улас Тол, директор по исследованиям стамбульского исследовательского центра Social Impact Research Center, сказал Al-Monitor, что неопределенность – это то, что отличает данное голосование от предыдущих выборов (и выборов за все последнее десятилетие).
«Неопределившихся избирателей не так много, но есть недовольные избиратели, то есть они поддерживают одну из сторон, но недовольны этим. Они готовы разорвать отношения [с ней], – заявил он. – Если бы существовал индекс «открытости к убеждению», можно было бы сказать, что он достиг самого высокого уровня за последние 10 лет».
По словам Тола, сторонники Эрдогана и его правящей партии менее тверды в своем выборе, чем потенциальные избиратели Киличдароглу и его блока. Однако альянс шести партий во главе с Республиканской народной партией (РНП) Киличдароглу не смог склонить на свою сторону этих избирателей, отметил Тол, добавив, что некоторые из них могут сделать выбор в пользу других кандидатов в президенты или просто опротестовать выборы, воздержавшись от голосования.
Еще более сложной представляется ситуация на парламентских выборах, где борьба будет вестись в основном между правящим альянсом во главе с Эрдоганом с одной стороны, и шестипартийным оппозиционным альянсом и левым альянсом «Труд и свобода», который возглавляют прокурдские члены Демократической партии народов (ДПН) с другой стороны. Опрос, опубликованный на этой неделе стамбульской компанией Yoneylem, свидетельствует о том, что неопределившиеся избиратели составляют третий по величине блок в преддверии гонки.
Дерья Комурчу, директор по исследованиям Yoneylem, сообщил Al-Monitor, что за последний месяц доля неопределившихся избирателей и тех, кто не планирует прийти на выборы 14 мая, достигла 15%, что в условиях нынешней гонки «ноздря в ноздрю» равносильно кингмейкерству.
По словам Комурчу, этот рост является важным отличием от ситуации предыдущих выборов. «По мере приближения выборов мы обычно ожидаем снижения числа неопределившихся избирателей», – сказал он.
По мнению Комурчу, в этом росте выделяются две основные причины: Во-первых, некоторые избиратели были недовольны выступлениями своих партий в период предвыборной кампании, но еще не решили, что им с этим делать. Во-вторых, электорат не так заинтересован в парламентских выборах, как в президентских, поскольку исполнительное президентство Эрдогана, введенное в 2018 году, снизило значение парламента.
Независимо от того, недовольны ли граждане своим выбором или еще не определились, и Тол, и Комурчу согласны с тем, что молодежь, особенно те, кто будет голосовать впервые, составляют большинство этих избирателей. «Молодые люди в возрасте 18-25 лет составляют примерно треть от этого 15-балльного пирога», – сказал Комурчу.
Перемены необходимы, но также необходима и стабильность
Хотя большинство населения считает, что стране нужны перемены, вопрос сводится к тому, будут ли эти перемены, которые обещает осуществить альянс во главе с РНП, позитивными.
Несмотря на острый кризис стоимости жизни, несмотря на бешеную инфляцию и смертельно медленную реакцию правительства на землетрясения 6 февраля, главный оппозиционный блок страны и его совместный кандидат Киличдароглу все еще не могут заручиться поддержкой неопределившихся.
По словам Тола, одной из важнейших причин, мешающих недовольным сторонникам правящей партии расстаться с их устоявшимся выбором, является их неспособность представить себе новый истеблишмент, который заменит нынешний статус-кво.
Берк Эсен, доцент кафедры политологии стамбульского университета Сабанчи, согласен с ним. «В их сознании могут возникнуть вопросы о том, сможет ли Киличдароглу вывести страну из потенциального кризиса», – сказал он в интервью Al-Monitor, добавив, что семидесятилетний человек может быть не особенно привлекательным для молодых людей, которые до сих пор не могут определиться с выбором.
По мнению Эсена, публичные выступления Киличдароглу вместе с популярными мэрами Стамбула и Анкары от РНП могут помочь оппозиции заручиться поддержкой этих избирателей, поскольку оба мэра пользуются значительной поддержкой населения благодаря успешному руководству двумя крупнейшими мегаполисами страны. «Здесь именно мэры смогут переломить ход событий», – отметил он.
Неспособность оппозиции убедить кандидата в президенты Мухаррема Индже отказаться от участия в предвыборной гонке представляется еще одним серьезным препятствием на пути оппозиционного блока. Бывший политик РНП, который сейчас возглавляет партию Memleket (Родина), обращается к той же базе избирателей, что и основная оппозиция. Опросы показывают, что его поддержка достигает 8% (по другим данным – 3-4% – прим.), поэтому участие Индже в гонке увеличивает шансы на проведение второго тура президентских выборов. Это, в свою очередь, делает еще более важным для оппозиционных партий завоевание большинства на парламентских выборах. По мнению экспертов, блок, который получит парламентское большинство, будет иметь психологическое преимущество во втором туре президентского голосования, который состоится через две недели после первого.
Если правящий альянс получит парламентское большинство, оппозиции будет трудно сохранить моральный дух, считает Эсен. Он отметил, что апеллировать к неопределившимся избирателям в таких условиях будет еще сложнее.
«На парламентских выборах неопределившиеся избиратели могут вызвать новый и весьма непредвиденный рассвет», – заключил он.