Иранский шантаж?
Поскольку переговоры США и Ирана в Вене зашли в тупик, колонна израильских чиновников направляется в Вашингтон, чтобы заявить о своей позиции.
Поскольку переговоры США и Ирана в Вене зашли в тупик, колонна израильских чиновников направляется в Вашингтон, чтобы заявить о своей позиции.
На этот раз предыдущие прогнозы израильской разведки действительно оправдались. Последний раунд переговоров между Ираном и ведущими державами в Вене о возобновлении иранского ядерного соглашения пока зашел в тупик. Согласно западным данным, иранцы заняли жесткую позицию, вернувшись на переговоры на прошлой неделе, и на данный момент перспективы прорыва в переговорах не выглядят серьезными.
Представители администрации Байдена, беседовавшие с журналистами, подтвердили мнение Израиля об отсутствии прогресса в переговорах. Тем не менее, они поспешили дать понять, что хотя делегация израильских чиновников, посетившая Вашингтон на этой неделе, будет принята с уважением, ключ к ситуации находится в Тегеране, а не в Иерусалиме. Если иранский режим смягчит свои позиции, соглашение будет подписано, несмотря на предупреждения Израиля.
Сначала ряд высокопоставленных израильских чиновников выступили с недвусмысленными угрозами в адрес Ирана. Затем начались воздушные броски в Вашингтон: Глава Моссада Давид Барнеа уже там. Министр обороны Бенни Ганц прибудет в конце недели. Поведение израильского правительства подверглось критике, в частности, со стороны другого бывшего премьер-министра, Эхуда Барака. Он, как и другие отставные высокопоставленные лица, считает, что в настоящее время израильские угрозы нанести вред Ирану не приносят Израилю пользы. Кроме того, Барак обеспокоен возможным кризисом между Израилем и США на фоне ядерных переговоров.
Сам Беннетт, похоже, сожалеет о боевом тоне некоторых публичных заявлений. И похоже, что в ближайшие дни он предпримет усилия по формированию единого фронта внутри своего сложного коалиционного правительства и среди военного руководства, чтобы обеспечить более единообразное официальное послание. Но премьер-министр не считает нужным избавлять американцев от критики и не в восторге от тех израильтян, которые, по его мнению, автоматически становятся на сторону администрации США, когда речь заходит о каких-либо разногласиях между Америкой и Израилем. Напротив, с его точки зрения, это именно то время, когда Израиль должен выразить свое мнение – и сделать это как можно более четко и ясно.
Именно в таком ключе проходил разговор между Беннетом и госсекретарем США Энтони Блинкеном в прошлый четверг. Премьер-министр выразил озабоченность тем, что администрация Байдена склонна довольствоваться частичным соглашением – «меньшее за меньшее», как его называют, – об ограниченной отмене санкций в обмен на возобновление выполнения Ираном некоторых обязательств.
Беннет считает, что такое соглашение будет хуже, чем возврат к первоначальному соглашению от 2015 года (которое, по его мнению, также несовершенно). По его мнению, Иран заработает миллиарды долларов от снятия санкций, что станет дополнением к выгоде, которую он получил от роста цен на нефть.
Часть денег будет направлена на подрывную деятельность иранских стражей революции по всему региону. А иранцы воспользуются этим временем, чтобы продолжать продвигаться тайными средствами к созданию ядерного потенциала без соответствующего надзора. Он предостерег Блинкена от капитуляции перед «ядерным шантажом» Тегерана.
Помимо прямых сообщений, Израиль и США обмениваются сигналами через утечки в СМИ. Ряд сообщений – в New York Times и Wall Street Journal, а также на израильском новостном сайте Walla – выглядят как попытки обеих сторон повлиять на общественное мнение. На практике, однако, это бесполезное занятие. Сомнительно, чтобы израильский гражданин или американский избиратель интересовался поворотами венских переговоров.
Тем временем делегации в Вене разлетелись по домам, а американцы провели брифинги, рассказав о своем разочаровании переговорами. Иранцы, которые ранее занимали ястребиную позицию, поспешили успокоить страсти. Теперь они говорят о возобновлении переговоров, возможно, даже менее чем через неделю.
Динамика переговоров быстрая и нестабильная. На карту поставлено многое, и Израиль попытается оказать свое влияние в той мере, в какой это возможно. На встречах в Вашингтоне Ганц будет стремиться убедить американцев рассмотреть возможность усиления давления санкций на иранцев именно сейчас.
В Израиле есть те, кто рекомендует Соединенным Штатам продемонстрировать региональную силу, например, нанести карательный удар по иранским ополченцам по всему Ближнему Востоку. Но перспективы того, что американцы прислушаются к такому совету, представляются весьма скромными.
В любом случае, интенсивные обсуждения возможностей израильской военной атаки на ядерные объекты в настоящее время представляются излишними. Сомнительно, что у Израиля имеются практические возможности для проведения бомбардировки, которая отбросила бы иранскую ядерную программу на годы назад, даже не смотря на то, что он готовился к ней со всей серьезностью в период с 2009 по 2013 годы.
После ядерного соглашения 2015 года (между Ираном и рядом стран включая США; оно предусматривало отказ от иранской программы ядерных вооружений в обмен на снятие с Ирана санкций США – прим.), как часто намекает Беннет, военный вариант был полностью проигнорирован (и Беннет, и Ганц, и Авигдор Либерман, как министр обороны, должны были знать об этом). Пройдет еще много лет, пока израильский военный вариант против Ирана станет реалистичным, если вообще когда-нибудь станет.
И даже в настоящее время, когда речь идет о крупных закупках Израилем оружия на миллиарды долларов, часть списка – вертолеты, ракеты-перехватчики для «Железного купола» – не имеют никакого отношения к нападению.
Напряженность между США и Израилем не ограничивается Ираном; между Израилем и администрацией Байдена горит несколько костров полемик и по отношению к палестинской арене. В недавнем разговоре между премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом и госсекретарем США Энтони Блинкеном, последний выразил несогласие Америки с израильскими планами строительства (израильских еврейских поселений – прим.) за пределами «зеленой линии» 1967 года в Атароте на севере Иерусалима.
Затем в понедельник в газете «Гаарец» Нир Хассон сообщил о планах строительства другого иерусалимского района, Гиват Шакед, на юге города: в районе, также находящемся за границей 1967 года. И есть еще вопрос о постоянном решении проблемы форпоста Эвьятар на Западном берегу, бывшие жители которого требуют права вернуться в свои дома, построенные без разрешения.
В ходе обсуждений на политическом уровне министр обороны Бенни Ганц советует Беннету проявить максимальную чувствительность к американским оговоркам по этим вопросам. Иран, сказал он, должен быть на первом месте среди приоритетов Израиля в ближайшие месяцы. Поэтому Израилю необходимо попытаться погасить любой другой огонь, включая возможную эскалацию в секторе Газа.
Представителей оборонного ведомства также несколько беспокоит задержка администрации Байдена в получении одобрения Конгресса на дополнительную помощь Израилю в обеспечении безопасности, – помощь предназначена для закупки ракет «Железный купол» и других боеприпасов. Обещанный дополнительный миллиард долларов задерживается с мая из-за препятствий, возникших в Палате представителей, а теперь и в Сенате.
Последние откровения о том, что шпионская программа Pegasus, созданная израильской фирмой NSO Group, использовалась для слежки за американскими дипломатами в Уганде, также не способствуют позитивной атмосфере в отношениях между Израилем и США. В этом вопросе, вопреки анализу некоторых СМИ, соотношение сил между двумя сторонами далеко не равное. Даже если косвенно, Израиль был пойман на том, что обидел американцев. Соединенные Штаты разгневаны, и разумно предположить, что они смогут использовать это в своих интересах.
Беннетт пытается нажать на тормоза, но осторожно. Разумно предположить, что план «Атарот» в Иерусалиме столкнется с бюрократическими проволочками, но даже у небольшой политической фракции премьер-министра есть свои ограничения. Бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху, в свою очередь, призвал своих сторонников выйти во вторник на тель-авивскую площадь Хабима на демонстрацию против правительства. Его видеоклип граничит с патетикой, но все же заставляет членов партии Беннета «Ямина» изрядно понервничать.
Такие протесты имеют тенденцию заканчиваться напротив домов членов Кнессета от «Ямины». Протестующие утверждают, что слишком громкая капитуляция правящей в Израиле коалиции перед американцами по вопросам строительства в Иерусалиме и строительства поселений на Западном берегу может создать им проблемы на их собственной территории.
(Нафтали Беннет принадлежит к ультра-националистической партии Ямина, которая опирается на израильских поселенцев на оккупированных палестинских территориях и они очень чувствительны к вопросам расширения или сокращения строительства новых поселений – прим.).