Иран

Иран: ужесточение законов о хиджабе

Новый закон, принятый в прошлом месяце, ужесточает наказание для женщин, не носящих хиджаб.

(Hossein Beris

Новый иранский закон ужесточает ограничения для женщин в Исламской Республике. Инициатива, известная как Noor (Нур) - «свет» на фарси - усиливает правительственные репрессии против женщин, которые не покрывают волосы, включая наказание владельцев бизнеса, которые разрешают женщинам не носить хиджаб в своих помещениях.

Согласно новому закону, если на предприятии будет замечена женщина без хиджаба, бизнес может быть закрыт, а владельцу грозит крупный штраф.

Закон был принят 13 апреля. Изначально парламент Ирана одобрил этот законопроект в конце прошлого года. Однако он был заморожен из-за массовых протестов, последовавших за смертью Махсы Амини, иранской женщины, которая была убита в полиции после ареста за то, что не носила хиджаб должным образом.

Мэр Тегерана Алиреза Закани в официальном интервью приветствовал новый закон. «Усилия по наказанию женщин, не носящих хиджаб, должны быть удвоены, - сказал он. - Муниципалитет будет работать бок о бок с полицией для защиты окружающей среды».

Гасем Резаи, заместитель начальника полиции Ирана, заявил иранской прессе: «План Нур был принят в рамках убеждений и представлений полиции. Как полицейские, мы гордимся тем, что выполняем Божье повеление, основанное на законе страны».

Суровые требования Ирана к хиджабу привели к международным и внутренним беспорядкам. После смерти Махсы Амини в полицейском участке в 2022 году в Иране вспыхнули восстания. Протесты проходили не только в крупных городах, таких как Тегеран и Исфахан, но и в сельских районах, а также среди таких меньшинств, как курды и белуджи.

Борьба за права женщин в Иране

Протестующие объединились под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода», признавая не только важность прав женщин, но и преследуя определенную цель - свержение иранского режима, лишающего граждан страны их прав.

Несмотря на массовый характер протестов, многие иранцы по-прежнему поддерживают Исламскую Республику. Некоторые сторонники режима, как мужчины, так и женщины, собрались, чтобы отпраздновать план Нур в присутствии Сардара Радана, главы полицейской разведывательной организации Ирана.

Сторонники режима разместили видео с мероприятия на платформе социальных сетей X. Многие сторонники также поделились сообщениями, в которых обвинили иностранные СМИ в заговоре за репортаж о смерти Ники Шакарами в 2022 году - смерти от рук полиции нравов.

Однако, несмотря на поддержку со стороны некоторых слоев населения, Исламская Республика демонстрирует признаки слабости.

По данным ООН, за время протестов иранские силы безопасности убили 551 мирного жителя, в том числе по меньшей мере 49 женщин и 68 детей.

Ашкан Ростами, находящийся в Италии представитель Конституционалистской партии Ирана в изгнании, сказал в интервью The Media Line, что насилие является признаком слабости режима. «Ошибка, которую совершают многие люди за рубежом, заключается в том, что они думают, будто протесты ограничили власть полиции нравов, но на самом деле это не так. Они всегда контролировали ситуацию, но теперь, когда режим слабеет, они используют новые жесткие методы», - сказал он.

«Интересно, что признаки слабости режима можно заметить среди иранских членов полиции нравов, многие из которых не согласились с принятыми процедурами и решили уйти в отставку, - продолжил он. - Это привело к тому, что на их место стали нанимать афганских и даже ливанских иммигрантов».

Иранцы борются не только с притеснениями со стороны государства, но и с огромным экономическим кризисом. «Пять лет назад бедность затрагивала лишь 20-30% населения, но за последние два года даже те, кто считался средним классом, стали бедными, - говорит Ростами. - Более того, в связи с планом Нур они могут столкнуться с еще большими экономическими потерями».

Протесты против иранского правительства в 2024 году меньше, чем в прошлом году. Их состав также меняется: мужчины и женщины разных поколений собираются, чтобы выразить протест против экологических, социальных и экономических проблем. Те, кто собираются на протесты, сталкиваются с риском государственного насилия.

Азам Эбрахими, иранский общественный активист, живущий в настоящее время в Италии, говорит, что тяжелая экономическая ситуация в Иране приводит к росту недовольства государством. «Мы уже выигрываем у режима, потому что большая часть его расходов идет на армию, и это вызвало недовольство в каждой социальной группе из-за ужасной экономической ситуации», - сказала она.

Она отметила также, что некоторые из лозунгов последних акций протеста критикуют правительство за то, что оно наказывает женщин, не носящих хиджаб, но не наказывает коррумпированных полицейских и политиков.

Помимо протестующих, только за последний год в Иране был арестован 41 адвокат. 27 апреля 61 иранский адвокат осудил тактику полиции нравов в Иране, заявив, что она нарушает международные соглашения по правам человека.

Надя Б., ирано-британский адвокат, занимающийся вопросами прав человека и мигрантами. Попросив о частичной анонимности, она рассказала The Media Line о рисках, с которыми сталкиваются адвокаты в Иране.

«Многим иранским адвокатам грозит тюремное заключение за то, что они выступают против режима, и, к сожалению, это обстоятельство сохранится и в будущем», - сказала она.

Надя рассказала о клиентах, которых задерживали на два-три дня и били плетьми. Для освобождения их заставляли подписать обещание не совершать впредь «греховных поступков». Некоторым клиентам также приходилось давать взятку.

Она говорит, что действий ООН будет недостаточно, чтобы добиться необходимых перемен в Иране. «ООН пишет доклад о ситуации, критикует закон и приводит статистику. Однако эта структура не предпринимает прямых действий против иранского правительства и даже не оказывает на него давления», - сказала Надя. Она добавила: «Реальные изменения в стране могут прийти только изнутри, от иранского народа».