Ирак: обострение в «суннитском треугольнике»

Шквал операций в «суннитском треугольнике» вызывает вопросы по поводу ИГИЛ.

Несколько крупных военных операций, проведенных в суннитских районах Ирака в последние недели, и массовые убийства вызвали вопросы о том, действительно ли происходит столь широко обсуждаемое возрождение ИГИЛ* или корни проблемы лежат в другом месте.

Массовые убийства, в том числе те, в ходе которых нападавшие носили военную одежду, и контртеррористические операции, проводящиеся почти ежедневно, возродили опасения по поводу часто предсказываемого возрождения Исламского государства (ИГИЛ) в районах к северо-западу от Багдада.

В то время как многие аналитики говорят, что мятеж на низком уровне может продолжаться довольно долго, не приводя к какому-либо территориальному контролю со стороны негосударственных субъектов, местные жители, с которыми связался «Аль-Монито»", возлагают вину за последние нападения на развернутые там вооруженные силы.

Представитель международной коалиции полковник Дж. Уэйн Маротто сказал «Аль-Монитору» 14 марта: «ИГИЛ территориально побеждено. Оно продолжает вести мятеж, используя тактику налетов и бегства, убийств и запугивания местных лидеров. Несмотря на недавний всплеск атак низкого уровня, коалиция не наблюдала никаких признаков возрождения».

Накануне он написал в твиттере статью, в которой цитировал офицера пешмерга, заявившего 11 марта: «Возглавляемая США коалиция по разгрому ИГИЛ нанесла более двух десятков авиаударов по этой группировке за предыдущий день».

На вопрос «Аль-Монитор», действительно ли было нанесено такое необычно большое количество авиаударов, Маротто ответил: «В настоящее время я не могу это подтвердить».

Шесть членов семьи, включая женщин и двух связанных с ними лиц, были убиты в результате трех отдельных целенаправленных нападений 11 марта в Албу-Дуре, деревне суннитского большинства в южной части провинции Салахуддин.

Взяв на себя ответственность за эти убийства, ИГИЛ заявило, что убитые действовали как шпионы для оплачиваемых правительством Сил народной мобилизации (СНМ). Иракские силовики утверждали, что преступники проникли в деревню в военной форме.

Жители провинции Салахуддин, с которыми связался «Аль-Монитор», заявили, что корень нарушений безопасности проистекает из присутствия вооруженных сил, «не имеющих никакого отношения к территории», и скептически отнеслись к заявлениям об ИГИЛ.

Вооруженные силы, о которых идет речь, – это возглавляемые шиитами подразделения СНМ, некоторые из которых принимали участие в освобождении провинции с суннитским большинством от ИГИЛ в период с 2014 по декабрь 2017 года, когда Ирак объявил о победе над транснациональной террористической группировкой в стране.

14 марта глава племенного совета Салахуддина Марван аль-Джбара выступил перед «Аль-Монитором» в Эрбиле по поводу инцидента в Альбу-Дуре. Он отметил, что деревня, расположенная в 15 километрах к югу от Тикрита, находится в зоне ответственности 35-й бригады СНМ, известной как «Мученики сил Садра», которая контролирует 25-километровый район, примыкающий к дороге между Багдадом и Мосулом от северной Самарры до аль-Авджи, родной деревни бывшего президента Саддама Хусейна.

Саддам был отстранен от власти американским вторжением в 2003 году и казнен в 2006 году.

Джбара сказал: «СНМ мешают людям проходить через свои районы и имеют много проблем с местным сообществом. Этот инцидент является пятым [за последнее время] в указанном секторе. Другие инциденты произошли в соседних деревнях, но вместе они оставили десятки мертвых – все убиты хладнокровно. Был создан комитет для расследования этих инцидентов, но из расследования ничего не вышло».

Хотя ИГИЛ взяло на себя ответственность за последнее нападение, Джбара отметил: «Местные жители не верят в это, потому что существует так много проблем между силами, развернутыми в этом районе, и самой общиной». Джбара утверждал, что инцидент в Альбу-Дуре заставил жителей провинции Салахуддин «понять, что некоторые хотят произвести демографические изменения в этой области, вытеснив местных жителей».

Он добавил: «Этот район очень богат. Там много рыбных прудов и очень плодородная почва по сравнению с пустынными и бесплодными землями в других районах страны. Регион расположен таким образом, что имеет важное стратегическое значение».

В предыдущем интервью «Аль-Монитору» в Багдаде в конце января Джбара сказал, что племена и жители региона Салахуддин хотят большего присутствия коалиции во главе с США на местах и обеспокоены неуклонным сокращением численности населения в течение предыдущего года.

С 2003 года район к северо-западу от Багдада часто называют «суннитским треугольником». Племена играют важную роль в этом районе, и племенные бойцы, принимавшие участие в «арабской весне», были ключевыми фигурами в борьбе с «Аль-Каидой» (организация запрещена в России) в Ираке в годы экстремистских мятежей, предшествовавших возникновению ИГИЛ.

Многие жители Анбара и Салахуддина бежали в Эрбиль, когда их районы были захвачены ИГИЛ в 2014 году, и только недавно вернулись. Некоторые из тех, кто может себе это позволить, возвращаются в столицу иракского Курдистана на короткие периоды, когда им нужна передышка или отдых, а некоторые покупают или арендуют там второе жилье.

Арабские внутренне перемещенные лица из нескольких иракских провинций также все еще находятся в иракском Курдистане, в том числе жители города в иракской провинции Бабиль, ранее известного как Джурф аль-Сакр, а теперь как Джурф аль-Наср, который был отвоеван у ИГИЛ в 2014 году, но жителям которого до сих пор не разрешили вернуться, предположительно из-за того, что шиитские ополченцы мешают им это сделать.

Многие из них, сказал Джбара в конце января, являются фермерами и, таким образом, не имеют альтернативного источника дохода, поскольку их земля занята более шести лет даже после того, как ИГИЛ было вытеснено.

Связи между арабами-суннитами Ирака, которые в течение многих лет были связаны многими нитями с Саддамом, совершавшим массовые убийства курдского и шиитского населения страны (но также были суннитские общины, пытавшиеся восстать против него), и курдским населением страны, похоже, укрепились отчасти из-за этого убежища, которое арабы и другие получили от Курдского регионального правительства (КРП) в годы правления ИГИЛ.

Между тем обмен разведданными и сотрудничество между центральным правительством и КРП в отношении спорных между ними районов остаются далеко не идеальными.

Однако, по-видимому, был достигнут определенный прогресс. Многие из последних успехов в борьбе с ИГИЛ, объявленных центральным правительством, стали возможными благодаря разведданным, полученным как из местных источников, так и из разведывательных служб КРП, включая ликвидацию 28 января руководителя операций ИГИЛ в Ираке, человека, известного как Абу Ясир аль-Иссави, в южной провинции Киркук, примыкающей к Салахуддину.

*-террористическая организация, запрещена на территории РФ