Недавно подписанный пакт о безопасности между Ираком и Турцией вызвал широкие опасения по поводу намерений Анкары в северном Ираке – в регионе растут опасения по поводу расширения военного присутствия Турецкой Республики, рисков аннексии и потенциальных амбиций Эрдогана.
Меморандум о взаимопонимании (МОВ), посвященный сотрудничеству в военной области, сфере безопасности и борьбе с терроризмом, стал вехой в истории многолетней напряженности в отношениях между двумя странами. Военные операции Турции против курдских партизан давно способствовали эскалации напряженности в стране. Рабочая партия Курдистана (РПК), получившая ярлык террористической организации усилиями Турции в США и на территории Европейского союза, присутствует на севере Ирака, что приводит к частым вторжениям турецких войск.
Несмотря на то, что оба правительства называют соглашение важной вехой в улучшении двусторонних отношений, критики утверждают, что этот пакт несет серьезные риски, так как может привести к усилению турецкого влияния и даже к потенциальной аннексии ключевых территорий. Как пишет Дана Таиб Менми в своей колонке для The New Arab, вышедшей в понедельник, отсутствие четких условий отступления Турции с иракских территорий вызвало тревогу среди политических обозревателей и курдских лидеров в стране.
Абдул Гани Газбан, иракский политический обозреватель, подчеркнул отсутствие условий вывода войск в меморандуме о взаимопонимании, назвав это серьезным риском, который может привести к расширению зоны турецкого вторжения – особенно в провинции Ниневия. «Предполагалось, что военное вторжение Турции будет ограниченным, но теперь оно затронуло почти 40 километров от границы, и Турецкая Республика имеет постоянные базы и контрольно-пропускные пункты на территории Ирака», – сказал Газбан в интервью The New Arab.
Тот факт, что лагерь в Башике стал совместной тренировочной базой в соответствии с МОВ, ещё больше осложнил ситуацию. Газбан и другие считают это решение частью широкой стратегии турецких властей по сохранению и возможному расширению своего военного присутствия в Ираке. Недавний удар турецкого беспилотника, в результате которого погибли две курдских журналистки в Сулеймании, лишь усилил эти опасения. Многие рассматривают его, как свидетельство готовности Турции утвердить свое влияние любыми средствами.
Этот инцидент вызвал протесты в Южном Курдистане и осуждение со стороны международных правозащитных групп, которые призвали провести расследование, чтобы выяснить, были ли журналисты атакованы по причине их профессиональной деятельности. Комитет по защите журналистов (КЗЖ) квалифицировал нападение, как потенциальное военное преступление, и потребовал от Анкары отчета.
Пейман Азадин, бывший депутат парламента от Южного Курдистана (северного Ирака), предупредил, что пакт о безопасности может усугубить разногласия внутри Ирака. В интервью The New Arab Азадин заявил, что это соглашение способно подорвать авторитет иракских судов и верховенства закона.
Возможность длительного военного присутствия турецких войск в Ираке в сочетании с последними событиями вызывает опасения по поводу стратегической аннексии, особенно в таких богатых ресурсами районах, как Мосул, Киркук и Духок. Эти города и области имеют не только важное стратегическое, но и высокое экономическое значение благодаря запасам нефти. Вряд ли будет ошибкой предположить, что они представляют собой привлекательные цели для Анкары.
По мере того, как Ирак будет регулировать свои сложные взаимоотношения с Турцией, более широкие последствия этого пакта, вероятно, будут отражаться на всем регионе. Неоднозначность военного присутствия турецких войск и недавняя эскалация на севере Ирака поставили суверенитет Ирака и его способность регулировать отношения со своим могущественным соседом под сомнение.
Анализ, проведенный Даной Таиб Менми, подчеркивает, что ставки высоки, поскольку перед Ираком стоит задача сбалансировать сотрудничество с Турцией в области безопасности с необходимостью защиты своей территориальной целостности и суверенитета. Ближайшие месяцы станут решающими в определении будущего отношений стран и стабильности региона в целом.