ДПК не защитит езидов, если не увидит проблему в себе
Студенты, учащиеся в университете Дохука, опасаются ездить в город за продуктами, так как на них могут напасть из-за их вероисповедания.
Студенты, учащиеся в университете Дохука, опасаются ездить в город за продуктами, так как на них могут напасть из-за их вероисповедания.
Студенты-езиды из Дохука, живущие в южном Курдистане, выходят с осторожностью даже за продуктами, опасаясь, что на них могут напасть из-за их религии. В районах лагерей беженцев для ВПЛ из числа езидов усилены меры безопасности. Почему же складывается подобная ситуация? Ненависть к езидам, напоминающая смертоносную риторику ИГИЛ* в отношении этой общины, не исчезла и продолжает нарастать. Региональные власти не делают почти ничего, чтобы остановить эти процессы.
Езидские студенты, учащиеся в университете Дохука, опасаются ездить в город за продуктами, так как на них могут напасть из-за их вероисповедания. Разжигание ненависти к езидской общине началось снова. На прошлой неделе некоторые арабские семьи вернулись в Шенгал (родной регион езидов, где всегда жили и арабы), и езидская молодежь обнаружила среди них члена ИГИЛ. Езиды начали протестовать, в сторону боевика бросили несколько камней, но ничего серьезного не произошло. Однако, вскоре в районе начали распространять ложные слухи о том, что езиды напали на местную мечеть «Рахман» и нанесли ей ущерб.
Уязвимость езидов
Несмотря на то, что слухи были опровергнуты, разжигание ненависти продолжалось. На этой неделе проблема так и не была снята. В социальных сетях продолжали обвинять езидскую общину, а ряд местных священнослужителей принялись провоцировать ненавистнические настроения против езидов во время пятничных молитв в Южном Курдистане. Теперь езиды чувствуют себя еще более уязвимыми.
Разумеется, разжигание ненависти продолжается не в вакууме. Необходимо понимать, что риторика, которую используют сейчас некоторые имамы, называя езидов «дьяволопоклонниками», очень похожа на формулировки, которые использовали джихадисты ИГИЛ, когда в 2014 году начинался геноцид населения Шенгала. Есть и другой печальный фактор – региональное правительство Курдистана наблюдает за хаосом и практически не высказывается по этому поводу, что говорит о мере дискриминации и недоверия к езидам. Эта проблема характерна для всего Ирака: центральное правительство тоже хранит полное молчание.
Что же происходит в Южном Курдистане?
Власти Южного Курдистана всё же выступили с заявлением, но выглядело оно крайне слабо и нейтрально. Местная администрация никак не осудила разжигание ненависти. Заявление было опубликовано департаментом, занимающимся международными связями, а не президентом или премьер-министром. В заявлении неоднократно утверждается, что к языку вражды прибегли лишь несколько имамов (якобы, их было пять, в то время как другие источники утверждают, что их было около тридцати) и что у них «не было намерения распространять ненавистническую риторику». Позже эта правительственная «структура» фактически вынесла одобрение себе самой за свою самопровозглашенную приверженность езидскому сообществу.
Слабость этой позиции говорит об отношении ДПК (Демократической партии Курдистана) к езидской общине. Они всегда превращают любую встречу с езидами в фотосессию для социальных сетей, делая вид, что поддерживают свободу вероисповедания, но когда езиды отчаянно нуждаются в защите, ДПК и местные власти молчат и бездействуют.
Пешмерга
Самый трагический пример такого бездействия – события, развернувшиеся незадолго до начала геноцида, в 2014 году. Тогда Шенгал де-факто находился под защитой пешмерга ДПК. Этот регион – одна из «спорных территорий» южного Курдистана, расположенная на некотором удалении от центра региона. И вот ИГИЛ приближался. Езиды полагают, что их защищают пешмерга и они в безопасности. Однако, вместо того, чтобы попытаться защитить общину от геноцида, пешмерга получили приказ вывести войска из Шенгала и вернуться в южный Курдистан. Езиды были вынуждены спасаться бегством и оказались в безвыходном положении на горе Шенгал, где многие из них погибли. В конце концов их спасли курдские партизанские подразделения и РПК, которая поспешила спасти ситуацию. Партизаны вывели население в более безопасные места через границу с Рожавой.
Судя по всему, езидская община не стоила жизней бойцов пешмерга в глазах правительства ДПК. Если это не так, то что именно заставило Барзани отдать приказ об отступлении? Было ли это «тактическое» решение, как говорят некоторые люди, поддерживающие это бегство? Что это была за тактика, что за безумие, которое привело к геноциду? ДПК отказывается от тщательного и независимого расследования , не желая выяснять, что и по каким причинам произошло в те дни, до сих пор. Никто так и не был привлечен к ответственности.
Соглашение о будущем Шенгала
Ещё один свежий пример глубоко укоренившегося презрения к езидской общине – так называемое соглашение о будущем Шенгала, заключенное в октябре 2020 года. Эта договоренность была достигнута между федеральным правительством в Багдаде и региональным правительством Курдистана под эгидой Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ) и при поддержке Турции. Заявленная цель заключалась в том, чтобы положить конец крайне нестабильной ситуации в регионе, где действовали несколько армий, ополчений и политических партий, борясь за влияние друг с другом. Пакт позволил бы езидам, бежавшим из Шенгала, вернуться на родину.
Проблема состояла в том, что езиды никак не участвовали в переговорах. Ни жители лагерей для перемещенных лиц в Курдистане, ни езиды, жившие в Шенгале, ни езидские силы самообороны, созданные в первые дни геноцида. Это соглашение было обречено на провал.
Автономия
Следует понимать, что региональное правительство Южного Курдистана не только глубоко презирает езидскую общину, но и хочет контролировать езидов, используя их в своих целях, о чем и говорят вышеупомянутые события. Езиды могут жить, пока пляшут под дудку ДПК и не требуют автономии и права на самоопределение.
До тех пор, пока местные власти и особенно ДПК не признают свои исторические ошибки, в частности, попытки утверждать собственное превосходство, они никогда не смогут выработать достойный способ взаимоотношений с езидской общиной, рассматривая езидов как равных, как народ, ответственный за собственную судьбу. Пока этого не произойдет, езиды не смогут жить в безопасности.
* - террористическая организация, запрещена в РФ