Что ждет Израиль в случае войны с «Хезболлой»?

Поддерживаемая Ираном «Хезболла» выпустила тысячи ракет, противотанковых ракет и беспилотников, по Израилю, а израильские ВВС ответили сотнями авиаударов. Около 140 000 человек оказались вынуждены покинуть свои дома по обе стороны границы.

MENAHEM KAHANA

В то время как война Израиля с ХАМАС в Газе привлекает внимания мировой общественности в течение восьми месяцев, сейчас стоит обратить особое внимание на боевые действия на втором фронте — на северной границе страны с Ливаном, где в настоящий момент происходит эскалация.

Поддерживаемая Ираном «Хезболла» выпустила тысячи ракет, противотанковых ракет и беспилотников, по Израилю, а израильские ВВС ответили сотнями авиаударов. Около 140 000 человек оказались вынуждены покинуть свои дома по обе стороны границы.

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что, хотя он считает, что ни Израиль, ни «Хезболла» не стремятся к более масштабной войне, тем не менее, «импульс в этом направлении потенциально возможен».

Министр иностранных дел Исраэль Кац отметил, что его страна близка к принятию решения о том, вступать ли в войну и предупредил, что «в случае тотальной войны «Хезболла» будет уничтожена и Ливан сильно пострадает».

Но Израиль тоже будет обескровлен. «Хезболла» — гораздо более грозный противник, чем ХАМАС. По данным Центра международных и стратегических исследований ливанская группировка считается самым хорошо вооруженным негосударственным субъектом в мире. «Хезболла» создала большой и сложный военный арсенал при содействии Ирана, Сирии и России.

«ХАМАС представляет собой тактическую угрозу для государства Израиль, но «Хезболла» — стратегическая угроза для него», — сказал Майкл Орен, занимавший пост посла Израиля в США во время администрации Обамы.

По оценкам, группировка располагает примерно 130 000 ракет и снарядов, которые которые могут быстро преодолеть сложные системы противовоздушной обороны Израиля
и поразить его крупнейшие города.

«Я читал оценки того, что «Хезболла» может сделать с нами за три дня, и эти оценки просто ужасают», — сказал Орен. «Речь идет о том, чтобы вывести из строя всю нашу важнейшую инфраструктуру, нефтеперерабатывающие заводы, авиабазы, Димону», — добавил он, имея в виду место, где находится ядерный исследовательский центр страны.

Во вторник ливанская группировка опубликовала сделанные с беспилотника снимки израильского порта Хайфа, расположенного в 17 милях от ливанской границы, в явной
пытаясь продемонстрировать свою способность проникать через израильскую противовоздушную оборону вглубь страны.

В 2006 году Израиль и «Хезболла» вели 34-дневную войну, которая закончилась напряженным тупиком. С тех пор ливанская группировка укрепила свой арсенал и приобрела значительный опыт боевых действий в Сирии, сражаясь вместе с иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР), чтобы поддержать сирийского лидера Башара Асада во время гражданской войны в Сирии. В 2016 году один из командиров «Хезболлы» сказал «Голосу Америки», что что этот конфликт был «генеральной репетицией» для следующей войны с Израилем.

Считается, что, как и ХАМАС, «Хезболла» создала сеть туннелей, проходящих под Ливаном, — сеть, которая, по мнению некоторых израильских аналитиков, даже более разветвленная, чем та, которую использует ХАМАС. И в отличие от Газы, которая географически изолирована от своих сторонников в Тегеране, Иран создал наземные и воздушные маршруты снабжения, ведущие в Ливан через Ирак и Сирию, — маршруты, которые могут быть использованы для поддержания сил «Хезболлы» в случае тотальной войны.

Эскалация также станет разрушительной для Ливана, где «Хезболлу» называют «государством в государстве», поскольку Израиль, скорее всего, нанесет удары по столице страны, Бейруту, и другим городам.

Министр обороны Израиля Йоав Галлант предупредил, что Израиль «вернет Ливан в каменный век» в случае войны.

Как и ХАМАС в Газе, «Хезболла» глубоко укоренилась среди гражданского населения Ливана. Во время войны 2006 года Израиль подвергся широкой критике со стороны правозащитных групп за применение чрезмерной силы во время нанесения ударов по целому ряду невоенных целей, связанных с «Хезболлой», включая банки, школы и офисы политических партий, а также за то, что он атаковал гражданскую инфраструктуру Ливана.

Сегодня план состоит в том, чтобы уничтожить всякое подобие правления «Хезболлы» в стране, в которой доминирует эта группировка. «Мы говорим о большом ущербе», — сказал Джонатан Шанцер, старший вице-президент по исследованиям Фонда защиты демократий — еще одного аналитического центра.

Годы относительного затишья, последовавшие за войной 2006 года, закончились в тот момент, когда «Хезболла» выпустила залп ракет и снарядов по Израилю
после терактов 7 октября 2023 года — в знак явной солидарности с ХАМАСом.

Путь к деэскалации кризиса на северной границе Израиля скорее всего пройдет через Газу, считает Дэниел Байман, профессор Школы Джорджтаунского университета.

«Я думаю, что если ХАМАС согласится на прекращение огня, «Хезболла» будет уважать это решение», — отметил Байман. «В целом, она старается действовать пропорционально», — сказал он о группировке. Высшие руководители «Хезболлы» заявили, что не хотят эскалации напряженности.

Все больше официальных лиц и аналитиков в Израиле и за его пределами рассматривают Газу как один из фронтов в более широкой войне с Ираном, и все большее число официальных лиц и аналитиков в Израиле и за его пределами считают, что эскалация конфликта с «Хезболлой» практически неизбежна. «Меня беспокоит то, что это отвлекающий маневр, в то время как они [Иран] добиваются беспрецедентного прогресса в своей ядерной программе», — говорит Эяль Хулата, бывший советник Израиля по национальной безопасности.

Амос Хохштейн, посланник президента США Джо Байдена по вопросам глобальной энергетики, сказал на мероприятии, организованном Фондом Карнеги в прошлом месяце, что даже если обе стороны надеются избежать войны, они могут в нее ввязаться. «Поскольку Израиль и «Хезболла» продолжают обмениваться огнем практически ежедневно, случайность или ошибка может привести к тому, что ситуация выйдет из-под контроля», — заявил он.

Хохштайн стал главным человеком администрации Байдена на переговорах, направленных на снижение напряженности на границе Ливана и Израиля.

«Каждый день я беспокоюсь о том, что может произойти просчет или несчастный случай, ошибочная ракета, предназначенная для какой-нибудь цели, не попадет в нее,
и попадет во что-то другое, — сказал Хохштайн. — Это может заставить политическую систему любой из стран принять ответные меры, что приведет к войне».

На израильское правительство оказывается все большее давление с целью найти решение, которое позволило бы примерно 60 000 человек, перемещенных в результате боевых действий, вернуться в свои дома в населенных пунктах вдоль границы с Ливаном к началу нового учебного года в сентябре.

Но не все так просто. «Политическое давление оказывается в обоих направлениях, — говорит Байман, — масштабная тотальная война, которая вынудит израильтян по всей стране жить в убежищах неопредленное время, не очень привлекательная вещь».

Аналитики описывают атаки под руководством ХАМАС 7 октября как страницу из книги игр «Хезболлы», отмечая, что эта ливанская группировка готовилась к наземному вторжению Израиля в течение многих лет.

Даже если с помощью переговоров получится прекратить ракетные обстрелы и избавиться от страха перед новым нападением «Хезболлы», скорее всего, происходящее осложнит усилия по восстановлению чувства безопасности израильтян.

«Если вы просто прекратите обстрелы с обеих сторон, то вы вернетесь к статус-кво от 6 октября, что не позволит израильтянам спокойно вернуться в свои дома», — заявил Хохштейн на мероприятии в Карнеги. Он сказал, что более широкое соглашение необходимо для того, чтобы гражданские лица могли вернуться домой по обе стороны границы.