С 1990-х годов лидер Абдулла Оджалан работает над решением курдского вопроса во всех частях Курдистана политическими и демократическими методами. В стремлении продемонстрировать добрые намерения «Движение за свободу Курдистана» неоднократно объявляло о прекращении огня по инициативе Абдуллы Оджалана. Однако эти попытки мира постоянно подрывались поджигателями войны и теми, кто извлекает выгоду из военной политики.
В 1990-е годы «Движение за свободу» добилось значительных успехов на многих фронтах. Оно обладало мощным военным потенциалом и пользовалось широкой поддержкой среди народа. Молодые мужчины и женщины со всех уголков курдского мира присоединялись к борьбе за свободу. Впервые в истории начало формироваться глубокое общественное понимание сущности курдов и Курдистана. Патриотизм и курдская идентичность охватили все слои общества.
Возрождение курдской культуры и языка
С ростом освободительной борьбы курдский язык, который находился на грани исчезновения, вновь расцвел, как молодой побег, и вернулся к своей естественной жизни. На улицах зазвучали курдские песни, ставшие символом возрождения нации, разыгрывались курдские пьесы, а артисты выступали с программами на родном языке. Древняя культура, столетиями подвергавшаяся запретам и разрушению в рамках политики отрицания, смогла вырваться из оков и возродиться в пламени борьбы за свободу.
Подобно культуре и языку, курдская идентичность стала развиваться во всех слоях общества. Можно с уверенностью сказать, что 1990-е годы сыграли решающую роль в становлении и росте «Движения за свободу». Осознание, основанное на принципах патриотизма, зародившееся в тот период, сохраняется и по сей день.
Преступления турецких оккупантов против курдского народа
Однако враги курдского народа предприняли все возможные меры, чтобы помешать развитию «Движения за свободу» и его достижениям. Эти годы стали не только периодом значительных успехов в борьбе за свободу, но и временем мрачной политики турецких оккупантов.
В те годы турецкие оккупанты совершили множество преступлений против человечности в отношении курдского народа, прикрываясь деятельностью спецслужб JİTEM и Судов государственной безопасности. Оно использовало самые грязные методы, чтобы отвлечь людей от борьбы, сделать их беспомощными и превратить в покорных подданных системы. Те преступления, которые государство не могло совершить напрямую, оно осуществляло через контрразведку и банды, действовавшие под названием «Хезболла».
В результате этой грязной политики слово «Хезболла» впервые проникло в западную часть Курдистана. Тысячи предпринимателей, журналистов, интеллектуалов, политиков, патриотов и волонтеров «Движения за свободу» были убиты террористическими структурами, созданными государством. Эти убийства, вошедшие в историю как «преступления без имени», до сих пор остаются нераскрытыми.
Турецкие оккупанты, стремясь скрыть свою причастность к этим убийствам и сотрудничество с «Хезболлой», позже официально преследовали эту террористическую организацию. Однако на самом деле ее структуры всегда оставались под контролем государства и использовались для борьбы с курдским движением в различных формах.
Политика отрицания и давление на курдов
С усилением «Движения за свободу» и его международной поддержки стало очевидно, что традиционные методы репрессий больше не работают. Несмотря на все препятствия, лидер Абдулла Оджалан не отказался от борьбы за свободу и поиска демократического решения курдского вопроса. В ответ на это враги курдского народа продолжали применять грязные методы, направленные на подрыв борьбы за освобождение.
Турецкие оккупанты пытались противостоять «Движению за свободу» во всех четырёх частях Курдистана, привлекая союзников среди местных политических сил. В Южном Курдистане в качестве партнёра для таких действий была выбрана Демократическая партия Курдистана (ДПК). В Западном Курдистане, после революции в Рожаве, Турция пыталась подавить революционные достижения, создавая бандформирования и поддерживая так называемый «Курдский национальный совет» (КНСС), который действовал в её интересах.
После 1990-х годов Партия справедливости и развития (ПСР), пришедшая к власти в начале 2000-х, продолжила грязную политику в отношении курдов. С момента своего основания ПСР зарекомендовала себя как партия, враждебно настроенная к курдскому народу. Её стратегия заключалась в том, чтобы привлекать на свою сторону курдских коллаборационистов, наемников, либералов и членов банд.
Одним из шагов ПСР стало создание телеканала TRT 6, якобы направленного на продвижение курдской культуры. Однако одновременно с этим ужесточались запреты на курдскую культуру: исполнители, поющие на курдском языке, подвергались репрессиям, а политики, журналисты и интеллектуалы, отстаивающие курдскую идентичность, арестовывались и преследовались.
Союз ПСР с «Хезболлой» против курдского движения
Когда ПСР только пришла к власти, она придерживалась умеренной политики, нуждаясь в поддержке общества. Однако после укрепления своего контроля над государственными институтами, особенно после 2015 года, она активизировала антикурдскую политику.
Как и в других частях Курдистана, ПСР стремилась создать союзников в Северном Курдистане. Наиболее подходящим партнером для этого вновь стала «Хезболла». Однако поскольку её имя ассоциировалось с кровопролитными преступлениями, было принято решение возродить её в новом обличье — в виде политической партии «Партия свободного дела» (Худа-Пар, или «Хизбулконтра»).
В последние годы стало очевидно, что «Хизбулконтра» активно сотрудничает с правительством ПСР в рамках политики подавления курдского движения. Многие активисты этой организации получили депутатские мандаты благодаря поддержке ПСР, а также начали кампанию по ослаблению курдской политики в регионе.
Значение борьбы за свободу
Сегодня, когда внимание всего мира приковано к Имралы, где удерживается Абдулла Оджалан, продолжающиеся провокации и попытки ослабить курдское движение являются частью общей стратегии ПСР. Эта политика, являющаяся продолжением стратегии турецких оккупантов 1990-х годов, направлена на предотвращение признания курдов как самостоятельной политической силы в регионе.
Однако борьба за свободу, основанная на прогрессивных идеях Абдуллы Оджалана, продолжает разрушать политику отрицания и уничтожения. Послания лидера Оджалана остаются ключевыми для понимания будущего курдского движения.
Совершенно очевидно, что любое соглашение, заключённое без учёта прав и интересов курдского народа, не сможет быть устойчивым. Курды и «Движение за свободу» продолжат борьбу за свои достижения, и в этом не может быть никаких сомнений.