ПСР потеряла доверие курдских избирателей. Чтобы преодолеть это препятствие, ПСР предложила происламской Партии свободного дела (HÜDA-PAR), которую ПСР хочет выдать за представителей курдского народа, присоединиться к Народному альянсу. HÜDA-PAR, в свою очередь, отреагировала на это предложение положительно и объявила о своем вступлении в альянс. Аналогичное предложение также было сделано и партии «Новое благосостояние», возглавляемой сыном Неджметтина Эрбакана, одного из лидеров политического ислама Турции. Обзаведшись этими новыми фигурами на политической шахматной доске, президент Эрдоган стремится выиграть выборы 2023 года.
Дата выборов в Турции уже объявлена. Президент Реджеп Тайип Эрдоган из Партии справедливости и развития (ПСР) решил провести президентские и парламентские выборы 14 мая. После этого объявления внимание общественности привлекли новые участники Народного альянса, возглавляемого Партией справедливости и развития (ПСР). Потеряв доверие курдских избирателей, ПСР, стремясь преодолеть этот недостаток, предложила происламской Партии свободного дела (HÜDA-PAR), которую она хочет выдать за представителя курдского народа, присоединиться к Народному альянсу. HÜDA-PAR, в свою очередь, отреагировала на это предложение положительно и объявила о своем вступлении в альянс. Аналогичное предложение также было сделано и партии «Новое благосостояние», возглавляемой сыном Неджметтина Эрбакана, одного из лидеров политического ислама Турции. Обзаведшись этими новыми фигурами на политической шахматной доске, президент Эрдоган стремится выиграть предстоящие выборы.
Неизвестно, какой вклад внесут эти группы в голоса, которые получит на выборах Эрдоган, но ясно, что HÜDA-PAR не окажет ожидаемого влияния на курдских избирателей.
HÜDA-PAR, по сути, является политическим проектом курдской «Хизбаллы», исламистской организации, не связанной с одноименной ливанской группировкой, и известной своими уличными убийствами в 1990-х годах в Северном Курдистане. Это исламское движение было основано проиранскими религиозными деятелями в начале 1980-х годов в Северном Курдистане. Вскоре после своего создания оно разделилось на две фракции – «Илим» и «Мензиль». Поначалу обе группы сотрудничали, но довольно быстро Хусейн Велиоглу, бывший лидером группы «Илим», взялся за оружие и напал на группу «Мензиль». Фидан Гюнгёр, лидер группы «Мензиль», был убит на своем рабочем месте в Диярбакыре членами группы «Илим», которая приняла название «Хезболла». После этого «Хезболла», которая пришла к соглашению с «глубинным государством» того времени, в нескольких курдских провинциях, особенно в Диярбакыре (Амед) и Батмане (Элих), начала нападать на интеллектуалов, художников, политиков, писателей и журналистов. Делалось это с целью нейтрализовать Рабочую партию Курдистана (РПК). Фикри Саглар, бывший в те годы министр культуры, открыто говорил в парламенте о взаимоотношениях между «Хезболлой» и турецким глубинным государством.
На улицах городов и деревень курды гибли от рук разведывательной и контртеррористическая служба турецкой жандармерии (JITEM) с одной стороны и «Хезболлой» во главе с Велиоглу – с другой. Эти убийства продолжались в течение четырех или пяти лет, за этот период погибло не менее 17 000 курдов, и дорога «Хезболле» прокладывалась силами государства.
Расследования таких преступлений долгое время спускались на тормозах, убийства же продолжались до 1996 года. После «Хезболла» уже стала представлять опасность для государства и против нее начались силовые операции. Лидер «Хезболлы» Велиоглу был убит при захвате 17 января 2000 года на вилле в стамбульском районе Бейкоз, где скрывался некоторое время. Эдип Гюмюш, ставший лидером «Хезболлы» после Велиоглу, был пойман, судим и приговорен к пожизненному заключению.
Отношения между «Хезболлой» и ПСР, которая сейчас является союзником HÜDA-PAR, начались в 2011 году. Гюмюш, обещавший ПСР не предпринимать вооруженных действий в Турции и превратить группировку в политическое движение, был освобожден 4 января 2011 года по закону, принятому ПСР. Одновременно с ним были освобождены и все члены «Хезболлы», ответственные за сотни смертей. Все освобожденные боевики группировки, включая Гюмюша, отправились в Иран и продолжили свою деятельность там. В Турции они сдержали свое обещание, ликвидировав своих вооруженных боевиков и начав деятельность через политическую партию HÜDA-PAR.
Оценивая предвыборное сотрудничество ПСР и HÜDA-PAR, невозможно не принимать во внимание прошлое. Сейчас ПСР снова хочет использовать «Хезболлу», государственный проект 90-х годов, направленный против курдов, действующий под вывеской HÜDA-PAR. Посмотрим, сработает это или нет.
А теперь несколько слов о том, как HÜDA-PAR пытаются представить привлекательным для курдов. Это движение никогда не отчитывалось о своем прошлом. Напротив, оно всегда действовало вместе с государством и получало от него поддержку. Оно всегда было послушным ребенком государства. Это основа сотрудничества HÜDA-PAR с ПСР. Зачем курдам принимать сторону движения, направленного против курдов, движения, которое используется против борьбы за свободу курдского народа? То, где это движение находится сегодня, ничем не отличается от того, где это движение находилось с самого начала.
Пусть они будут вместе, но подальше от курдов.