Офис Эрдогана опубликовал свою собственную расшифровку этого звонка, обрамляя его как «визит вежливости» после землетрясения, которое обрушилось на восточную Турцию в минувшие выходные. Турецкое заявление преуменьшает геополитические проблемы, которые, по словам Белого дома, поднимал Трамп, начиная от Ливии и заканчивая напряженностью в Восточном Средиземноморье и Сирии.
Почему это имеет значение
Заместитель пресс-секретаря Белого дома Джадд Дир заявил, что Трамп и Эрдоган обсудили необходимость устранения иностранного вмешательства и поддержания режима прекращения огня в Ливии.
Ранее в этом месяце Эрдоган объявил, что турецкие войска развертываются в Ливии для поддержки международно признанного правительства, базирующегося в Триполи, которое отбивается от нападения Халифы Хафтара, военного диктатора, поддерживающего соперничающее правительство на востоке. Анкара также направила около 2000 сирийских повстанцев в Ливию, чтобы дать отпор Хафтару, который пользуется военной поддержкой Египта, Объединенных Арабских Эмиратов и России.
Соединенные Штаты признают воюющее правительство в Триполи, поддерживаемое ООН, но выступают против военного вмешательства Турции в этой нестабильной стране. Кроме того, Трамп высоко оценил значительную роль Хафтара в борьбе с терроризмом и обеспечении безопасности нефтяных ресурсов Ливии в телефонном разговоре в прошлом году, вскоре после того, как военный диктатор из восточных регионов Ливии начал наступление на Триполи.
Дир отметил, что Трамп также подчеркнул важность урегулирования Турцией и Грецией своих разногласий в Восточном Средиземноморье. В прошлом месяце президент США подписал закон, устраняющий Турцию из ее территориального спора с Кипром, поскольку Анкара проводит разведку запасов природного газа у берегов острова в спорном районе.
Белый дом подчеркнул лишь один пункт консенсуса между двумя союзниками: «Лидеры согласились, что насилие, осуществляемое в Идлибе в Сирии, должно прекратиться». Поддерживаемые Турцией повстанцы сражаются с президентом Сирии Башаром Асадом и Россией в ходе наступлении РФ и режима Асада на Идлиб, в результате которого погибло более 1000 мирных жителей и было перемещено около 40 000 человек.
Что дальше
Соединенные Штаты и Турция должны решить множество спорных вопросов, включая покупку Анкарой и испытания ею российской системы противоракетной обороны С-400, которая может быть использована против самолетов американского производства.