Почему Турция позволила Оджалану встретиться с адвокатами?
Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан во время встречи со своим адвокатом 8 мая призвал Сирийские демократические силы к решению проблем Сирии.
Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан во время встречи со своим адвокатом 8 мая призвал Сирийские демократические силы к решению проблем Сирии.
Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан во время встречи со своим адвокатом 8 мая призвал Сирийские демократические силы к решению проблем Сирии в рамках сохранения единства территории на основе местной демократии по конституционным гарантиям. Также следует учитывать турецкий фактор.
Согласно информации американского сайта «Аль-монитор», решение турецких властей разрешить адвокату Оджалана встретиться с ним, вызвало спекуляции о возобновлении потенциальных мирных переговоров, которые включают сделку по Сирии.
Другие источники утверждают, что это часть плана президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, чтобы отстранить своих партнеров из националистического лагеря и завоевать курдскую поддержку. Ведь именно она оказалась решающей в победе оппозиции на муниципальных выборах в Стамбуле, после чего ЦИК Турции назначил перевыборы ради удовлетворения требований Эрдогана.
Но, похоже, непосредственная цель этого визита - убедить тысячи заключенных, которые устроили голодовку в знак протеста против режима строгой изоляции Оджалана, прекратить забастовку.
В заявлении, опубликованном его адвокатом на пресс-конференции, Оджалан призвал к "демократическим переговорам" между Турцией и курдами и к решению проблем Турции и проблем региона, не прибегая к насилию, но с помощью «мягкой силы», то есть «силы разума», а также политической и культурной сил.
Кроме того, Оджалан призвал своих соратников в тюрьмах и за их пределами беречь свое здоровье и не доводить ситуацию до такой степени, когда это становится угрозой для их жизни. Он заявил: «Мы обеспокоены состоянием их умственного, физического и духовного здоровья, и ставим его на первое место. Мы также считаем, что их важнейшая роль заключается в интеллектуальной и духовной силе».
Турецкая Ассоциация по правам человека в докладе от 22 апреля сообщила, что по крайней мере 3000 заключенных в 92 тюрьмах по всей Турции объявили голодовку. Семь из них скончались в марте в течение одной недели. 21 февраля Огур Сакар умер в Германии пока нёс это бремя в знак большой преданности делу.
Ибрагим Бальмаз был среди четырех адвокатов, которые обратились с просьбой навестить Оджалана. Он заявил: «Мы считаем, что правительство наконец должно допустить нас к нашему клиенту после того, как оно отказалось сделать это 810 раз из-за страхов, вызванных протестными акциями голодовки».
Бальмаз сообщил также, что опасения общественного резонанса проявились в поспешном захоронении властями семерых скончавшихся заключенных.
Голодающие могут принять решение о продолжении забастовки. Как сообщил "Аль-Монитору" представитель НДП в Вашингтоне, третьего по величине блока в турецком парламенте, Джиран Озкан - "мяч в воротах правительства".
Однако другие осведомлённые источники также подтвердили, что разрешение на посещение тесно связано с более широкими усилиями по достижению "соглашения с Рабочей партией Курдистана (РПК)" по Северной Сирии.
Один из источников сообщил, что должностные лица из турецкого разведывательного агентства MIT недавно встречались с лидером Сирийских демократических Сил Мазлумом Кобани.
Источник также добавил: «Первая встреча была 10 дней назад, затем ещё одна встреча на прошлой неделе, затем встреча с Оджаланом и две с Шахином (используется настоящее имя Мазлума Кобани - Фархад Абди Шахин). Источник продолжил: «Встречи начались около месяца назад при посредничестве Соединённых Штатов. Конечно, они все будут отрицать это сейчас. Посещение тюрьмы не имеет ничего общего с выборами. Курды продолжат поддерживать оппозицию на выборах в Стамбуле».
Кобани подтвердил на прошлой неделе, что "непрямые переговоры" между Турцией и Сирийскими Демократическими Силами проходят "через посредников".
Посланник США в Сирии Джеймс Джеффри стремится заключить сделку между Анкарой и Кобани. Это также касается предполагаемой «зоны безопасности» между Турцией и северо-восточной Сирией.
Джеффри был в Турции в тот день, когда состоялась встреча Оджалана со своими адвокатами. Однако Кобанизаявил, что соглашение может быть достигнуто только в том случае, если Турция выведет свои силы из района Африна, где проживает курдское большинство, и где Силы Освобождения Африна недавно активизировали свои нападения на турецкую армию и её наёмников.
Но Турция стоит на требовании, что её силы будут контролировать зону безопасности, простирающейся на глубину 40 км в регионе под курдским контролем. Отряды народной самообороны в свою очередь не приемлют такого варианта, который подразумевает турецкое присутствие. Таким образом, говорить о каком-либо прогрессе не приходится.