Первый иранский корабль достиг Венесуэлы без каких-либо атак со стороны США
Первый из пяти танкеров, загруженных бензином, отправленным из Ирана, достиг венесуэльских вод поздно вечером в субботу.
Первый из пяти танкеров, загруженных бензином, отправленным из Ирана, достиг венесуэльских вод поздно вечером в субботу.
Нефтяной танкер «Фортуна» не обнаружил никаких непосредственных признаков вмешательства США, когда он шел через Карибские воды к венесуэльскому побережью, и венесуэльские чиновники отпраздновали его прибытие.
«Иран и Венесуэла всегда поддерживали друг друга в трудные времена, — написал в своем твиттере министр иностранных дел Венесуэлы Хорхе Арреаса. — Сегодня для наших людей прибывает первый корабль с бензином».
Этот танкер и четверо других за ним заканчивали путешествие на фоне бурно развивающихся отношений между Ираном и Венесуэлой, которые, по словам Вашингтона, управляются репрессивными режимами.
Расс Даллен, глава базирующейся в Майами инвестиционной компании Caracas Capital Markets, подтвердил местоположение «Фортуны» с помощью технологии отслеживания судов. Он сказал, что «Клавель», последний из пяти кораблей, отстал от ведущего танкера примерно на три с половиной дня.
Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти, но она должна импортировать бензин, потому что за последние два десятилетия производство упало. Критики обвиняют коррупцию и бесхозяйственность социалистической администрации в условиях экономического кризиса, который привел к огромной миграции венесуэльцев, стремящихся избежать нищеты, нехватки основных товаров и преступности.
(В Венесуэле правительство, близкое к идеям государственного социализма, национализировало нефтяную промышленность — важнейшую отрасль экономики страны, т.е. превратила ее в собственность бюрократического чиновного аппарата государства. В результате неэффективного управления производство нефти существенно упало. Когда цены на нефть на мировых рынках резко снизились, это обстоятельство наряду с государственным контролем на цены привело к разрушению экономики, нехватке продовольствия, километровым очередям за продуктами, развалу медицины, гиперинфляции и бегству из страны миллионов обедневших людей. Венесуэла повторила путь СССР. Позднее американские санкции добили ее экономику. Она лишилась не только многих специалистов, бежавших из страны, но и поставок деталей и оборудования, необходимых для переработки нефти. В настоящее время Венесуэла вынуждена покупать топливо у Ирана — за золото. США пытаются помешать этому, поскольку обе страны находятся под их санкциями, — прим.).
Иранские танкеры везут то, что аналитики оценивают как достаточное количество бензина для снабжения Венесуэлы в течение двух-трех недель.
Глубокая нехватка бензина мучила Венесуэлу в течение многих лет, хотя до недавнего времени эта проблема в значительной степени пощадила столицу страны Каракас, крупнейший населенный пункт и политический центр государства.
Водителям приходится целыми днями ждать в очередях, которые змеятся по городским районам, чтобы заправиться субсидируемым государством бензином, который стоит меньше пенни за баррель. Более богатые водители, у которых имеются доллары США, обращаются на черный рынок, где бензин стоит до 12 долларов за галлон. Это небольшое состояние в Венесуэле, где ежемесячная минимальная зарплата составляет менее 5 долларов.
США обвиняют Иран и другие страны в поддержке президента Венесуэлы Николаса Мадуро. США — одна из почти 60 стран, которые поддерживают лидера оппозиции Хуана Гуайдо в качестве законного президента Венесуэлы, утверждая, что Мадуро незаконно выиграл выборы 2018 года, в которых власти запретили участвовать его самым популярным оппонентам.
В новых отношениях между Каракасом и Тегераном Иран недавно также осуществлял поставки ключевого химического вещества, необходимого для быстрого запуска венесуэльского нефтеперерабатывающего завода и производства бензина.
Президент Ирана Хасан Роухани предупредил в субботу, что Соединенные Штаты не должны вмешиваться в отправку нефти в Венесуэлу. В своем заявлении Роухани отметил, что США создали «неприемлемые условия» в различных частях мира, но что Иран «ни в коем случае» не будет инициатором конфликта.
«Если наши танкеры в Карибском бассейне или где-либо в мире столкнутся с какими-либо проблемами, вызванными американцами, это будет чревато ответными проблемами, — добавил он. — Мы надеемся, что американцы не ошибутся».
Американские официальные лица объявили, что не собираются пытаться перехватить иранские танкеры. Однако администрация Трампа усилила давление на Мадуро, недавно предложив награду в размере 15 миллионов долларов за его арест после того, как американский суд предъявил ему обвинение в торговле наркотиками.
США также развернули ВМС, включая эсминцы и другие боевые корабли, для патрулирования Карибского бассейна в рамках того, что американские официальные лица называют миссией по борьбе с наркотиками. Правительство Мадуро считает это прямой угрозой.
Мадуро удерживает власть при поддержке военных Венесуэлы и своих международных союзников, в том числе Кубы, России и Китая. США говорят, что эти страны занимаются «пагубной деятельностью и вмешательством» по всему миру.
«Мы не смиримся с их поддержкой нелегитимного и тиранического режима Николаса Мадуро, — говорится в заявлении администрации Трампа, которая ссылается на свою кампанию «максимального давления» на лидера социалистов. — Давление будет продолжаться до тех пор, пока власть Мадуро в Венесуэле не закончится».
Мадуро появился на государственном телевидении за несколько дней до прибытия кораблей, обещая жесткий ответ на любую агрессию США против иранских танкеров. Он показал фотографии солдат, стреляющих зенитными ракетами по Карибскому морю.
«Они хотят поработить нас, — заявил Мадуро в четверг. — Если вы хотите мира, вы должны быть готовы защищать его».
Министр обороны Мадуро Владимир Падрино Лопес заявил, что Вооруженные силы Венесуэлы будут встречать пять иранских танкеров, сопровождая их кораблями и самолетами через морскую территорию страны и в порт.
Эрик Фарнсворт, вице-президент Совета Исследовательского центра Американского общества, сказал, что он не ожидает, что США будут действовать против иранских танкеров. По его словам, такой акт может слишком легко перерасти в эскалацию, особенно в Персидском заливе, где Иран может нанести ответный удар по американским кораблям.
«Это было бы бессмысленно. Не нужно мешать ходу истории, в рамках которой Венесуэла, обладающая крупнейшими в мире доказанными запасами нефти, вынуждена импортировать бензин из Ирана, потому что стала международным изгоем», — сказал Фарнсворт.