Арбаин – паломничество, принятое в шиитском исламе, посвящено мученической смерти Имама Хусейна ибн Али, внука пророка Мухаммеда. Он состоится 19 октября. Это событие обычно привлекает миллионы людей в Кербеле, где похоронен Имам.
Ясен аль-Бакри, профессор политологии в Университете Аль-Нахраин в Багдаде, объяснил корреспонденту «Аль-Монитора» смысл праздника: «У шиитов Хусейн является символом революций и протестов против угнетения. Правительство осознает, что революционная энергия кипит по этому поводу, и боится, что не сможет контролировать ситуацию на уровне безопасности. В конце концов, силы безопасности могут присоединиться к протестующим или отказаться подчиняться репрессивным приказам под влиянием Арбаина».
4 октября губернатор Наджафа Луай аль-Ясири появился в телевизионном интервью, умоляя протестующих отложить свои протесты до окончания Арбаина. Восемь дней спустя губернатор Кербелы Нассиф аль-Хаттаби разослал аналогичное сообщение.
8 октября офис премьер-министра Ирака Адель Абдул Махди объявил о соглашении с координационными комитетами, чтобы отложить протесты до окончания Арбаина, но, похоже, это заявление было призвано успокоить общественность. Иракские протесты не имеют ни координационных комитетов, ни известных лидеров, и офис Абдула Махди не публиковал никаких фотографий своей предполагаемой встречи с такими личностями.
10 октября багдадское оперативное командование, высший орган безопасности в Багдаде, призвало общественность воздержаться от протестов, чтобы избежать отвлечения патрулей от обеспечения безопасности во время отмечания Арбаина. Призыв прозвучал после того, как некоторые протестующие призвали воспользоваться Арбаином для расширения масштабов антиправительственных протестов
Впоследствии, 15 октября, влиятельный шиитский клирик Муктада ас-Садр попросил протестующих мобилизоваться миллионами во время Арбаина.
Баннеры, вывешенные на некоторых улицах Багдада и в южных провинциях, указывают две дороги: одна ведет в Кербелу, а другая, получившая название Революция Хусейна, является дорогой к протестам.
Протестующий Али аль-Сумари сказал «Аль-Монитор»: «Весьма вероятно, что мы используем Арбаин для мобилизации будущих протестов. Многие проповедники должны будут выполнять свои обязанности на Арбаине, даже если они поддерживают правительство, из-за растущих протестов в Ираке. В центре внимания будут преступления, которые сопровождали эти протесты (имеются в виду расстрелы властями протестующих. Число убитых силами безопасности во время протестов превысило 100 человек и более чем 6000 были ранены. – Прим.)».
Аятолла Али Систани, один из духовных лидеров шиитов Ирака, играющий важную политическую роль в стране, высказал сочувствие к протестующим.
Сумари добавил: «Что еще более важно, чем мобилизация, – это потребовать от власти раскрыть личность арестованных и освободить их, а также прекратить терроризировать и преследовать журналистов, активистов и деятелей СМИ, которые сталкиваются с угрозами с момента начала протестов».
Около 500 из 800 задержанных были освобождены, как сообщили Reuters иракские официальные лица 8 октября.
Иракское правительство прекрасно понимает, что протест во время Арбаина будет иметь эффект снежного кома. В таком случае он будет нести различные послания, одним из которых является то, что шиитские паломники протестуют против шиитского правительства и что любые действия против протестующих, независимо от того, насколько их протесты обостряются, поставят под сомнение легитимность правительства премьер-министра Абдула Махди.
Ливанский журналист Мустафа Фахс, который следит за ситуацией в Ираке, сказал: «Все стороны – будь то правительство или протестующие – осторожны, когда речь заходит об Арбаине, тем более что паломничество является свободным религиозным ритуалом. Посетитель может обратиться к кому угодно по любой теме, включая реформы и правосудие.
Однако и протестующие, и правительство хотят избежать обвинений в эксплуатации религии. Поэтому ущерба удается избежать. Но я не думаю, что события будут лишены протестных лозунгов. Это может даже стать фактором, толкающим людей на улицы».
Арбаин сам по себе не может вызвать протесты, но он станет мобилизационным и информационно-просветительским поводом для проведения масштабного протеста в ближайшие дни.
Иракцы протестуют уже более десяти лет. В 2008 году демонстранты протестовали против отсутствия базовых коммунальных услуг и разгула коррупции в государственных учреждениях. Согласно статистике Международного валютного фонда, эти проблемы сохраняются и сегодня, усугубляясь 30-процентным уровнем бедности и 40-процентным уровнем безработицы среди молодежи.
Бакри отметил, что шииты много раз в истории Ирака использовали революционную символику Арбаина. «Исходя из этого, правители будут стоять на страже. После 2003 года, когда возглавляемая США коалиция вторглась в Ирак, ситуация изменилась. Новые власти (представители партий шиитского большинства, пришедшие на смену диктатору Саддаму Хусейну. – Прим.) начали инвестировать в это празднование, чтобы укрепить свою власть и получить конфессиональную легитимность наравне с электоральной легитимностью. Они начали использовать Арбаин для выборов или для мобилизации шиитов против соперников из других сект», – отметил он.
Он продолжил: «Главное отличие этого года заключается в том, что протесты демографически и географически направлены против шиитской власти, что ставит ее в затруднительное положение (основная масса участников протестов – бунтующая молодежь и беднота Багдада и Южного Ирака – преимущественно выходцы из шиитских регионов. – Прим.). Новая иракская реальность возникла после 2003 года, когда протестующие осознали эмоциональное воздействие этого события и его мобилизационную силу. Поэтому они пытаются воспользоваться ситуацией, в то время как власти опасаются их действий».