Действительно ли в Турции готовится переворот?
На фоне углубляющихся экономических проблем Турции и пандемии COVID-19 политическая оппозиция попала под огонь правительства за якобы подстрекательство к военному перевороту, что не случайно.
На фоне углубляющихся экономических проблем Турции и пандемии COVID-19 политическая оппозиция попала под огонь правительства за якобы подстрекательство к военному перевороту, что не случайно.
На фоне того, что пандемия COVID-19 продолжает усугублять последствия экономических потрясений в Турции, главная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) была обвинена в подстрекательстве к перевороту, подвергшись нападкам со стороны членов правительства и подконтрольных ему СМИ во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Наиболее жесткое обвинение прозвучало 4 мая с самого высокого места власти после заседания Кабинета Министров, которое Эрдоган провел в режиме видеоконференции из своего президентского особняка в Стамбуле, где он пребывает во время пандемии. Ожидалось, что Эрдоган сосредоточится на правительственном плане «нормализации» для ослабления пандемических ограничений, но вместо этого он большую часть своей речи выражал негодование в адрес основной оппозиции.
РНП, по словам Эрдогана, является носителем «фашистского мышления, которое не может смириться с верховенством национальной воли, демократии, справедливости и выборов и все еще жаждет принудительной опеки, переворота и хунты». Действия РНП, по его словам, продиктованы «желанием узурпировать управление страной путем государственного переворота, а не тем, чтобы прийти к власти демократическим путем». Также он добавил: «Именно об этом говорит нам картина, которая складывается в тот момент, когда вы подводите итоги заявлениям лидеров РНП, прозвучавшим только за последнюю неделю».
Хотя президент не назвал имена этих лидеров, обзор недавних заявлений РНП не позволяет увидеть никаких замечаний, подтверждающих его слова о том, что партия стремится «узурпировать управление страной посредством государственного переворота».
Тем не менее, судя по заявлениям правительственных средств массовой информации, заявление, раскрывающее «стремление к перевороту», существует, и оно принадлежит Джанан Кафтанджиоглу, председателю РНП в Стамбуле. В своем выступлении 29 апреля на оппозиционном канале Halk TV, близком к РНП, Кафтанджиоглу заявила, что ожидает «смены правительства и даже изменения в системе [управления] через досрочные выборы или каким-то другим способом в предстоящий период».
Согласно обвинениям, агрессивно распространяемым некоторыми аккаунтами в социальных сетях и находящимися под контролем Эрдогана политическими обозревателями, упоминание Кафтанджиоглу о «каком-то другом пути», по которому могло бы пойти правительство, было «инсинуацией переворота». Таким образом, похоже, что именно на высказывания Кафтанджиоглу намекал Эрдоган, обвиняя РНП.
Среди всего этого скандала Кафтанджиоглу вышла в эфир 8 мая, чтобы прояснить свои замечания. Она пояснила, что ее комментарии были даны в ответ на вопрос о том, ожидает ли она досрочных выборов, и ее замечание по поводу того, что правительство может пойти «каким-то другим путем», относится к выборам. «Я сказала, что правительство пойдет на досрочные или какие-то другие выборы, и что я уже предвижу изменение системы», – сказала она.
Однако Верховный Совет по радио и телевидению, который контролирует вещание и наказывает за нарушение его правил, решил, что Кафтанджиоглу «подстрекает общественность к ненависти и вражде» своим заявлением о том, что правительство пойдет на «досрочные выборы или будет действовать каким-то другим способом». Совет использовал это в качестве предлога для того, чтобы наложить пятинедельный запрет на программу, в которой она сделала эти замечания. Кроме того, Совет, контролируемый правящей Партией справедливости и развития Эрдогана (ПСР) и ее союзником, Партией националистического движения (ПНД), оштрафовал Halk TV на 5% от ежемесячного дохода канала.
Очевидно, что правительственные круги изо всех сил стараются сфабриковать ясные и конкретные доказательства того, что РНП стремится спровоцировать государственный переворот. Таким образом, в отсутствие объективных фактов правительство пытается представить в качестве доказательства свое собственное эмоциональное состояние.
Обвинение РНП в путче служит цели создания атмосферы страха перед переворотом. Чтобы убедить низы в том, что их восприятие «подготовки переворота» реально и, следовательно, предполагаемый заговор является подлинным, правительство эмоционально поддерживает свою пропаганду. Опираясь на эту «эмоциональную достоверность», оно стремится обеспечить ситуацию, в которой электоральная база ПСР сохранила бы свою лояльность в отношении партии, несмотря на экономический кризис, убежденная в том, что «подготовка переворота» силами оппозиции реальна.
Яркое проявление этого «эмоционального состояния» было продемонстрировано 3 мая во время ток-шоу на проправительственном телеканале Ulke TV, которое затмило выступление Эрдогана и прочих правительственных чиновников.
Намекая на «подготовку переворота», ведущая, Эсра Элону, в прямом эфире спросила своего гостя Севду Ноян – малоизвестную фигуру, представленную как «писатель», – что она думает об «угрозах правительству». Ноян ответила, что ей и неким другим людям не удалось насытить свою ярость против путчистов во время подавления попытки государственного переворота 15 июля 2016 года. Затем, имея в виду любой новый путч, она сказала: «Не поймите меня неправильно... наша семья насчитывает 50 человек. Мы очень хорошо экипированы, материально и духовно. Мы стоим рядом с нашим лидером и никогда не откажемся от него. Они должны следить за своими шагами. В нашей квартире их все еще несколько штук. Мой список уже подготовлен».
Другими словами, Ноян намекала на то, что у нее и ее семьи есть оружие и они психологически готовы его использовать. Эрдоган был лидером, о котором она говорила. А «список», очевидно, означал, что они уже решили, кого убьют.
Не менее тревожным было и скрытое одобрение, которое Ноян получила от ведущего программы за похвалу насилия. После того, как Ноян предупредила «путчистов», чтобы они «следили за своими шагами», Элону добавила, что они должны сделать это для «всех своих четырех ног».
Поскольку общественный резонанс по поводу этой программы рос, 9 мая Ulke TV принесла извинения, признав, что высказывания Ноян идут вразрез с принципами их вещания, при этом в комментарии не было сказано ни слова об одобрении ведущей.
В отличие от тех, кто пытается найти «намеки на переворот» в заявлениях, которые не имеют ничего общего с подстрекательством к путчу, все гораздо проще для тех, кто утверждает, что видит переворот во сне. А поскольку они являются шейхами религиозных орденов, которым последователи приписывают глубокие мысли, они находятся в хорошем положении, чтобы раздувать атмосферу страха перед переворотом.
Ахмет Махмут Унлу, популярный мусульманский телеведущий, высказал мысли о перевороте в заголовках на своем канале YouTube 11 мая, т.е. после предупреждения о перевороте. «Существует опасность переворота. Я видел сны – опасность существует», – сказал он. Также он описал детали своего сновидения: «Меня остановили, сняли [с моей машины] и попросили назвать мою личность — переворот, боже упаси». Также он предупредил, что опасность на этот раз исходит не от гюленистов, как при попытке государственного переворота в 2016 году.
Создание атмосферы страха перед путчем могло бы послужить интересам правительства несколькими способами. Во-первых, это создание законной основы для более авторитарного правления в противовес перспективам активизации народной оппозиции в условиях углубляющегося экономического кризиса. Во-вторых, вероятная цель состоит в том, чтобы оживить электоральные низы – базу правящей партии, –которые ослаблены экономическим кризисом, и сплотить их вокруг Эрдогана путем поляризации общества и разжигания страха.
Фиктивная угроза переворота может быть использована также для того, чтобы отсрочить требования политических перемен, которые могут возникнуть у народа.
Наконец, делегитимация и подавление РНП перед назначением досрочных выборов в стране может быть еще одним расчетом, стоящим за раздуванием страхов перед путчем.
Тем не менее, каковы бы ни были планы правительства Эрдогана, его обвинения в подготовке переворота, направленные против основной партии оппозиции, по-видимому, недостаточно достоверны, чтобы создать в обществе желаемый эффект.