Если книга Болтона точна, то будут решены три основных, давно обсуждавшихся вопроса, имеющих важное значение для национальной безопасности государства Израиль.
1) США при президенте Дональде Трампе не будут насильственно разрушать иранскую ядерную программу превентивно;
2) Трамп дал зеленый свет и будет продолжать давать зеленый свет Израилю, чтобы тот сделал это;
3) Ни один из ключевых советников Трампа не верит, что его политика «максимального давления» (экономические санкции против Ирана) изменит поведение Тегерана в отсутствие смены иранского режима.
Правда заключается в том, что ряд высокопоставленных американских и израильских чиновников в области безопасности уже некоторое время теоретизируют по этим трем пунктам.
Но никто никогда не оглашал мысли Трампа по этому поводу, высказывавшиеся за закрытыми дверями. Это сделал Болтон. Он сообщает о нескольких ключевых моментах.
На встрече в 2017 году, на которой он и Трамп обсуждали критику иранской ядерной сделки 2015 года, Трамп сказал ему: «Вы скажите Биби [Нетаньяху], что, если он применит силу, я поддержу его. Я сказал ему это, но скажите ему еще раз».
Бывший советник по национальной безопасности вспоминает многочисленные случаи, когда он обсуждал жизнеспособность политики американского сдерживания Ирана с тогдашним военным руководителем США Джозефом Данфордом (председатель объединённого комитета начальников штабов, т.е. в период 1 октября 2015 по 1 октября 2019 самый высокопоставленный офицер американской армии), госсекретарем Майком Помпео и другими высокопоставленными чиновниками Трампа.
Из этих воспоминаний явствует, что, несмотря на уверенность, которую они демонстрируют общественности, несмотря на их слова, сказанные публично, вдали от камер Болтон, Данфорд и Помпео не верят, что Иран изменит свое поведение просто в силу кампании «максимального давления».
Еще один момент, который стал ясен, заключается в том, что они были уверены, что действия Трампа послали сигнал Исламской Республике о том, что он не готов нанести упреждающий удар по ее ядерной программе.
Кроме того, после чтения отрывков о переговорах Данфорд-Болтон и Помпео-Болтон нет также никаких сомнений в том, что ни один из этих главных помощников президента США не верил, что Трамп готов нанести упреждающий удар по ядерной программе Тегерана.
Они обеспокоены тем, что Иран знает об этом, и хотели обмануть Иран, заставив его думать, что президент все еще может нанести удар. Цель такого обмана состояла в том, чтобы удержать аятолл от решения перейти к созданию ядерного оружия.
Вместе с комментариями Трампа Болтону в другом отрывке – о желании президента США, чтобы Израиль нанес первый удар по Ирану, это прочтение текста Болтона, скорее всего, будет правильным.
В книге Болтона нет ни одного реального упоминания о том, что Трамп говорил о своем желании, чтобы США нанесли упреждающий удар по ядерной программе Ирана. Однако в книге часто обсуждается вопрос о том, как ответить гораздо более ограниченными ударами по иранским целям после того, как Тегеран сбил чрезвычайно дорогой американский беспилотник и использовал своих доверенных лиц для нападения на американские цели и союзников США.
Но Трамп всегда рассматривает фактическое применение силы в очень узких рамках, в отличие от его твитов о применении силы, и чрезвычайно обеспокоен тем, чтобы не убить слишком много вражеских солдат. Он стремится избежать эскалации.
По словам Болтона, Трамп отказался от ответных действий против трех иранских объектов после того, как Исламская Республика Иран сбила американский беспилотник. Он сделал это, основываясь на слухах о необоснованных оценках иранских жертв, которые Болтон и Данфорд назвали грубо завышенными.
Послание Болтона заключается в том, что независимо от того, что Трамп говорит публично, за кулисами он ищет пути выхода из ситуаций, в которых требуется применение силы. Трамп далеко не так храбр, чтобы нанести упреждающий удар по ядерной программе Ирана. Болтон наверняка поддержал бы подобные действия.
Некоторые утверждают, что дерзкий приказ Трампа убить начальника сил Кудс Корпуса стражей исламской революции Касыма Сулеймани стал изменением правил игры, которое обнулило то, что мог бы сделать президент США. В конце концов это было в январе, спустя несколько месяцев после ухода Болтона.
Но поспешность, с которой Трамп объявил о прекращении этого январского противостояния с Ираном, его решение не мстить после того, как Тегеран выпустил десятки ракет по американским базам в Ираке, и воспоминания Болтона говорят об обратном.
Болтон, похоже, дает понять, что, если Иран тихо движется к ядерной бомбе, не убивая американских солдат и избегая публично смущать Трампа, президент США не будет предпринимать никаких действий.
Все это неоднозначные новости для Израиля.
Иерусалим рад получить зеленый свет от США, если возникнет необходимость нанести упреждающий удар по иранской ядерной программе. Но он также хотел бы участия США в этих ударах и может быть обескуражен отсутствием веры высших должностных лиц США в их собственную кампанию «максимального давления».
Еще один ключевой момент, который проливает свет на то, сможет ли Израиль самостоятельно нанести такой удар, – это рассказ Болтона о встрече с президентом России Владимиром Путиным.
Израиль, по словам Путина, как их передает Болтон, не может вести военные действия против Ирана в одиночку, потому что у него нет ресурсов или возможностей, особенно если арабы объединятся вокруг Ирана.
Уверенность Болтона в том, что у Израиля в действительности есть ресурсы и возможности для такого удара, имеет большое значение, поскольку этот вопрос остается открытым в течение последнего десятилетия.
В январе газета «Джерузалем пост» открыла новые горизонты в этом вопросе, отметив новые возможности, которые Израиль развил за последние несколько лет, даже не имея специальных противобункерных бомб для нанесения ударов по иранскому подземному объекту Фордо.
(Фордо или Фордоу – иранский завод по обогащению урана. Почти вся информация по нему засекречена, поэтому большая часть информации становится известна общественности из израильских или американских СМИ. Объект расположен на глубине 80-90 метров под скальными породами. Построен недалеко от города Кум, находящегося в 150 километрах к югу от Тегерана. Предположительно это завод по обогащению урана до оружейного уровня. - Прим.)
Сценарий, обсуждавшийся в статье, был следующим:
1) 5000-фунтовое или аналогичное оружие Lockheed Martin;
2) многократное скоординированное использование этой бомбы или
3) применение ракет Rampage или бомбы Spice (эти бомбы есть у Израиля, но они меньше, чем 21 000 - 30 000 фунтовые американские бомбы).
Этого было бы достаточно, чтобы уничтожить иранский объект в Фордо.
Другой теоретический сценарий заключается в том, что Израиль каким-то образом построил бы небольшое количество самолетов для перевозки небольшого количества более крупных бомб.
Хотя высшие (нынешние и бывшие) должностные лица, которые выступали этому вопросу, в основном подразумевали, что Израиль все еще не обладает способностью нанести удар по Фордо самостоятельно, некоторые удивительным образом утверждали обратное.
Высказывания Болтона, учитывая ту информацию, которой он располагал в октябре 2018 года, предполагают, что возможностей Израиля может быть достаточно для самостоятельного удара по ядерному объекту Ирана.