Турция

Субботние матери: мы не воспринимаем это дело всерьёз

«Субботние матери» сделали заявление, перед началом слушания своего дела: «Это дело для нас – пустой звук, мы не воспринимаем его всерьёз».

В 21-м уголовном суде первой инстанции в Стамбуле состоялось третье слушание дела в отношении 46 человек, которые были задержаны на демонстрации, организованной «Субботними матерями» 25 августа 2018 года. Члены семей собрались напротив здания суда и выступили с заявлением. Депутаты от Демократической партии народов (ДПН) Муса Пироглу и Хюда Кая, председатель Рабочей партии Турции (РПТ) Аркан Баш, соруководители стамбульского отделения Народного демократического конгресса (НДК) Айнур Дженгиз и Аркан Тепели, сопредседатель провинциального отделения ДПН в Стамбуле Алиф Булут, представители Фонда по правам человека в Турции (ФПЧТ), а также юристы, представляющие юридические ассоциации Амеда (Диярбакыр), Бурсы, Мардина, Батмана, Ширнаха, Джоламерга (Хаккари), Анкары, Урфы и Стамбула, присутствовали при зачитывании этого заявления для прессы.

Дело должно быть прекращено

Представитель ФПЧТ Умит Афа заявил, что данное судилище – настоящие репрессии в отношении «Субботних матерей» и всего народа. «Мы здесь, потому что выступаем против практики судебных преследований. «Субботние матери» на протяжении 26 лет олицетворяют базовые ценности общества и отстаивают его права. То, что происходит, является атакой на права и свободы, защищаемые «Субботними матерями». Это нападение на свободу самовыражения. Официальные лица никогда не пытались заняться поиском пропавших без вести людей, никогда не проявляли интерес по этому поводу, их это не интересует».

Афа заявил, что дело должно быть прекращено: «Мы не воспринимаем это дело всерьёз, потому что никакого преступления не было. Это правозащитный активизм и борьба за права и свободы, которую пытается задавить власть».

Насильственные исчезновения – это государственная политика

Масида Оджак, брат Хасана Оджака, убитого в заключении, заявил: «Предстали ли перед судом организаторы преступлений против человечности, которые маскируются под политиков и официальных лиц и которые сделали насильственные исчезновения государственной политикой? Нет. Начали ли судебное расследование в отношении виновных, после того как лидер преступной группировки, связанной с правительством, в своих видео на Ютьюбе и в Твиттере раскрыл имена некоторых нарушителей закона? Нет, ничего не было. Проводится ли суд над представителями контрпартизанских группировок, которые защищали практику пыток в передачах на телевидении и были вовлечены в сотни расправ и насильственных исчезновений? Разумеется, нет. Предстанут ли перед судом палачи, в отношении которых Правозащитный комитет парламента направил жалобу в связи с исчезновением Джамиля Кирбайыра? Конечно же, нет. Ответят ли по закону те, кто был участником похищений людей и оказался приговорённым Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ)? Нет. Будут ли возбуждены дела в отношении тех, кто жестоким образом разгонял «Субботних матерей», мирно собиравшихся на протяжении 699 недель для протеста, тех, кто пытал людей, борющихся за соблюдение своих конституционных прав, тех, кто заблокировал центральную площадь для собравшихся? Нет и ещё раз нет. Так кого судят сегодня? Перед судом предстают родственники пропавших без вести и правозащитники. Сегодня судят нас».

Оджак отметил, что их судят за то, что они ищут своих родных и близких, которые пропали без вести, находясь за решёткой. «Наши сторонники, выступающие против репрессий и беззакония, подвергаются суду. Почему мы здесь? Всё потому, что власти хотят, чтобы миллионы людей, чьи права и свободы были подавлены, не стали брать с нас пример и вступать в борьбу. Нас судят, чтобы запугать население, чтобы оно не восставало против творящихся несправедливости и беззакония. Однако смотрите, мы снова здесь. Мы вышли на улицы и отказываемся молчать.

Мы не станем молчать, пока те, кто забрал у нас наших детей, не ответят по закону, не предстанут перед справедливым судом. Справедливость, правосудие – это вопрос чести и достоинства для нас. Мы продолжим выступать до тех пор, пока беззаконию в отношении пропавших не будет положен конец. Мы не прекратим собираться на площади Галатасарай».

После зачитывания заявления для прессы «Субботние матери» и те, кто пришёл их поддержать, направилась в зал суда.