Подвалы смерти в Джизре: жертвы требуют правосудия

Как минимум 177 человек были сожжены заживо или застрелены турецкими солдатами в феврале 2016 года. За пять лет виновников преступления так и не удалось привлечь к ответу.

7 февраля 2016 года как минимум 177 человек были сожжены заживо или же застрелены турецкими солдатами в Джизре. «Подвалы смерти Джизре» упоминаются в контексте серии массовых убийств, устроенных турецкими военными 7 февраля 2016 года в городе Джизре в северной Сирии – тогда, во время осады города, значительное число людей пыталось укрыться в жилых домах от военных преступников. За прошедшие пять лет виновников трагедии так и не удалось привлечь к ответу.

Всего тогда погибло минимум 288 человек. В то время как некоторое число людей, пытавшихся укрыться в подвалах зданий, погибло в результате того, что их облили бензином и подожгли, другие граждане были застрелены турецкими солдатами, ворвавшимися в подвалы, после чего трупы были также сожжены. Тела четырнадцати человек, погибших тогда в подвалах, до сих пор не обнаружены. Их имена: Фарида Йылдыз, Мардин Чаляби, Хаджар Аслан, Осман Гёкхан, Хюсейн Дервиш, Сарват Аслан, Идрис Сусин, Али Аслан, Джамаль Пюрлак, Амрах Ашкан, Осман Асмарай, Мустафа Качанлу, Амрах Ашкин и Саканш. Предполагается, что семь человек из этого списка были в дальнейшем захоронены на кладбищах других городов.

Первый комендантский час в Джизре

4 сентября 2015 года турецкое правительство ввело комендантский час в городе Джизре в Ширнахе. Это положило начало долгой серии запретов, которые продолжают действовать и на сегодняшний день. Во время первого комендантского часа турецкая армия на протяжении девяти дней атаковала город, задействовав большое количество военных, вооружённых до зубов новейшим оружием. Им давала отпор лишь небольшая группа людей. За время этих девятидневных столкновений в Джизре погибли 21 человек, десятки получили ранения, а сотни домов и квартир были попросту уничтожены.

Второй комендантский час в Джизре

14 декабря 2015 года в городе, в котором на тот момент проживало около 115 тысяч человек, был введён второй комендантский час. На протяжении 79 дней турецкая армия атаковала город как с земли, так и с воздуха. Солдаты и полицейские поджигали целые районы, уничтожали телефонные линии, линии электрокоммуникации и систему водоснабжения, фактически вынудив тысячи людей запереться у себя дома и никуда не выходить. Местные жители, которые попытались спастись от атак в подвалах своих жилищ, были жестоким образом убиты. За эти 79 дней ещё как минимум 259 человек погибли от рук турецких военных. Помня о страшной жестокости, которая была проявлена в отношении мирного населения, курдский народ стал называть эти подвалы жилых зданий «подвалами ужас». Из развалин домов в районах Чуди и Сур были в итоге извлечены тела 177 человек, включая 25 детей. Только в трёх отдельных подвалах было убито 31, 62 и 60 человек соответственно.

110000 людей были вынуждены покинуть свои дома

Наибольший ущерб был нанесён районам Чуди, Яфас, Сур и Нур. 500 зданий было полностью уничтожено, ещё 2000 домов получили серьёзные повреждения. Спустя 20 дней 110000 человек были вынуждены покинуть город. После этого разрушения продолжились. Ещё 500 домов были уничтожены по решению государственного департамента, отвечающего за строительство. Начался снос старых зданий, а для нужд военных построили новые блочные дома с 6500 квартирами.

Судебное расследование в отношении смерти 121 человека приостановлено

Несмотря на то что с тех пор прошло пять лет, до сих пор нет никакого прогресса в отношении судебного расследования в связи со смертью 121 человека. 83 судебных дела было закрыто. Из этих 83 дел 51 было рассмотрено в Конституционном суде. Ещё четыре дела приостановлены, а в отношении 34 дел было принято решение о так называемой «неподсудности».

То, что произошло в Джизре, можно определить как военные преступления

Профессор Норман Пэх из Гамбурга, эксперт в области международных законов, называет те события войной против мирного населения. Пэх определяет массовые убийства как военные преступления и преступления против человечности. Но в связи с тем, что Турция отказалась подписать множество международных соглашений, её нельзя призвать к ответу перед Международным уголовным судом за действия, состав которых подпадает под определения «военные преступления» и «преступления против человечности». Только в случае запроса Совета безопасности ООН можно будет завести уголовное дело на тех членов турецкого правительства, которые были ответственны за случившиеся преступления. Это, однако, зависит от различных правовых и политических предпосылок, а также от позиции ООН.

ЕСПЧ отклонил жалобу

В феврале 2019 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отклонил судебный иск, направленный против турецких сил безопасности в связи с преступлениями, которые они совершали во время действия комендантского часа. Решение было обосновано так называемой «неподсудностью». Страсбургские судьи не стали разбираться с деталями иска, постановив, что вначале надо исчерпать все правовые возможности в рамках Турции. Конституционный суд до сих пор продолжает рассматривать два иска, и до вынесения им решения ЕСПЧ не может взяться за это дело.

Судебные дела, которыми всё-таки занялся ЕСПЧ, касаются Омара Алчи и Орхана Тунча. Орхан Тунч был подстрелен турецкими солдатами в Джизре, а затем скрылся в подвале здания. Его брат Махмат Тунч, соруководитель народного совета Джизре, обратился в ЕСПЧ, принявший экстренное решение, согласно которому Турция была обязана обеспечить право на жизнь и физическую безопасность Орхана. Анкара проигнорировала решение, в итоге Орхан погиб. Его брат Махмат Тунч также погиб спустя всего пару дней, всё это произошло в феврале 2016 года.  

Ходатайства по делу Омара Алчи и Орхана Тунча были выбраны ЕСПЧ из 35 обращений для проведения экспериментального процесса. Однако Европейский суд по правам человека отказался создавать прецедент и принимать решение, которое стало бы образцом для принятия решений в отношении других запросов, продолжая настаивать на том, что вначале должны быть исчерпаны правовые возможности в рамках страны. И всё это при том, что саму Турцию давно нельзя считать страной, где соблюдаются нормы конституции.