Турция

ПСР расширяет свои полицейские и разведывательные службы

За последнее десятилетие ПСР наращивает полицейские силы и разведку, укрепляя свою власть.

Партия справедливости и развития фактически вводит военный режим в Турции, превращая страну в полицейское государство. В 2010 году начался противоречивый процесс, к которому подтолкнули конституционные дебаты. Оговаривая параграфы, которые, как предполагается, будут гарантировать возможность разбирательств в отношении солдат в гражданских судах, ПСР воспользовалась этим, чтобы якобы взять на себя в одностороннем порядке разбор последствий военного переворота 1980 года. Но ничего подобного не произошло.

Полицейское государство вместо демократизации

Вместо обещанной демократизации Турции в стране начало расширяться полицейское государство. Особенно после попытки переворота 15 июля 2016 года, когда вооруженные силы безопасности приняли гигантские масштабы. Было увеличено количество сотрудников полиции, созданы новые отряды, так называемая районная стража, резервные отряды и другие силовые и военные подразделения росли как грибы после дождя. Вооружались не только полицейские, но и гражданские отряды, включая районную стражу.

Сотни тысяч полицейских и членов военизированных групп

За прошедшее десятилетие количество полицейских в Турции и северном Курдистане возросло на 26%. По официальным данным, в 2007 году в стране было 187510 сотрудников полиции; в 2018-м уже 255974, а в 2010-м – 262185. Если прибавить к этим цифрам членов военизированных групп, итоговое количество составит 305734. В 2020-м насчитывалось также 21295 членов районной стражи.

Районная стража в Курдистане

В апреле 2016 года министерство внутренних дел объявило о вербовке 2394 человек в районные стражи в пяти провинциях. Все эти провинции относятся к северному Курдистану: Ширнак, Хаккари (Джоламерг), Урфа, Мардин и Диярбкыр (Амед). Районных стражей направляли в Сур, Джизре (Джизиру Ботан), Нусайбин и Гявар (Юксекову), когда вводился комендантский час и шли атаки на города.

В июне 2020 года силы этих стражей были значительно расширены. Теперь эти «дополнительные сотрудники полиции» получили право на использование силы и огнестрельного оружия. В рамках нового законодательства стражи могут задерживать людей, в отношении которых выдан ордер на арест, и передавать их сотрудникам сил безопасности. Им также разрешается подавлять протесты, проверять личность и обыскивать людей. Закон позволяет стражам «принимать меры для предотвращения непредсказуемых ситуаций во время митингов и демонстраций до прибытия сил безопасности».

Использование армии против населения легализовано до попытки переворота

За день до попытки переворота, случившейся 15 июля, были значительно укрупнены полицейские силы. Поправка к разделу 11 административного провинциального закона №5442 гласит: «В ситуациях, когда борьба с терроризмом требует больших сил, нежели имеющиеся силы безопасности, или террористические атаки всерьез нарушают общественный порядок, Совет министров может использовать армию по просьбе министерства внутренних дел».

Вооружение сторонников режима

После июльской попытки переворота сторонников режима начали вооружать. В общем, право на частное владение боеприпасами претерпело изменения: с 15 марта 2018 года решением министра Сулеймана Сойлу допускается владение 1000 патронами (ранее эта цифра составляла 200). Эти поправки сделаны, чтобы упростить использование гражданских сторонников режима и членов военизированных формирований в операциях против мятежников.

Новый полицейский резерв – дворцовая частная армия

В августе 2020 к бесчисленным репрессивным органам добавилось новое полицейское управление. Было принято решение учредить новое подразделение полиции, которое будет служить резервом для полиции Стамбула. Новое управление подчиняется напрямую президентскому дворцу.

Оружие для полицейских

Решение, опубликованное 5 января 2021 года в правительственном бюллетене, также проторило путь для использования военной техники полицией. В рамках поправки к статье 21 закона о MIT (Национальная разведывательная организация Турции), Главном управлении безопасности, командовании жандармерией (военной полицией) и Указа о передвижных грузах для командования береговой охраны использование тяжелого вооружения вооруженными силами Турции против демонстраций и в уличных боях стало возможным с одобрения министра обороны. В соответствии с этой поправкой любое движимое имущество армии, MIT и полиции может быть использовано без каких-либо предварительных условий в случае «социальных потрясений, актов насилия или террора, серьезно угрожающих национальной безопасности и общественному порядку». Это значит, что полиция может пользоваться военным вооружением против акций протеста в случае необходимости.

Подготовка к гражданской войне

Аналитики считают эти законодательные акты опасной тенденцией. Пока режим ПСР/ПНД барахтается и в политическом, и в экономическом отношении, возникает впечатление, что он готовится к неизбежной гражданской войне, вооружая своих сторонников, военизируя полицию, создавая все больше военизированных формирований. Члены оппозиции давно опасаются, что режим никогда не уйдет по доброй воле путем выборов.