Бесе Эрзинджан: женщины должны усилить борьбу

Бесе Эрзинджан, активистка АЖК, отметила всю значимость идей Абдуллы Оджалана для международной борьбы за освобождение женщин. Она призвала соратниц бороться еще упорнее в сложившейся ситуации.

В видеоинтервью, которое вышло в эфир на канале Jin TV, Бесе Эрзинджан, активистка и одна из руководителей Ассоциации женщин Курдистана (Komalên Jinên Kurdistan, АЖК), рассказала о значимости идеологии Абдуллы Оджалана и о том, какое отражение нашли его идеи в курдской освободительной борьбе, чтобы продолжить путь для эмансипации женщин на международном уровне.

Прежде всего, необходимо правильно понять философию Оджалана и распространить эти знания. Это одна из важнейших задач женщин, сказала Эрзинджан, выступая в программе Xwebûn на Jin TV. Сейчас важно проанализировать, как именно правящий класс пытается использовать женщин, и найти выход из замкнутого круга.

Человечество развивалось и обретало социальные структуры и связи благодаря женщинам, от начала своей истории до наших дней. Позже подлинная история была искажена теми, кто стояли у власти – и чаще всего правящие классы были представлены мужчинами. У женщин были украдены их достижения, их лишили созданных ими ценностей. Система, созданная женщинами, была преобразована в иерархическую классовую структуру, в рамках которой создательницы и творцы утратили свою роль. Их низвели до бесправных объектов, сделав невидимками, говорит Бесе Эрзинджан.

Пробиваясь сквозь стены

Собеседница Jin TV отметила, что в такой обстановке между женщинами и мужчинами воздвиглись высокие стены. Причина этого как в отсталости, так и в менталитете погони за властью, в деспотизме, иерархии и государственных структурах. Чем выше стены, тем хуже женщины и мужчины понимают друг друга, страдая от разделенности, неравенства и эксплуатации. Где распространяется подобный менталитет, там подавляется свобода. Где нет свободы, нет и не может быть привязанности и тем более – любви.

Абдулла Оджалан всегда стремился ликвидировать это неравенство и уничтожить истоки эксплуатации. В ходе своей борьбы он рассчитывал разрушить стены, которые становились все выше и выше на протяжении тысячелетий. Его жизнь напоминает мифическую историю Прометея, который украл огонь у богов, чтобы подарить просвещение людям. Своей борьбой курдский лидер вернул женщинам то, что было украдено у них мужчинами века и тысячелетия тому назад. Как Прометей, которого боги приковали к скале в наказание за подвиг, Абдулла Оджалан был похищен и вот уже 23 года находится в полной изоляции в тюрьме строгого режима. Для этого потребовался международный заговор. Мы видим, что реальная история действительно похожа на миф. Оджалан вернул многое, что было отнято: отнятое патриархатом – женщинам, отнятое государством – обществу, отнятое власть имущими – тем, кто имеет реальное право на свои свободы и ценности.

Патриархальный менталитет не дает нам дышать

С самого первого борьбы Оджалан выбрал крайне смелый подход к вопросу работы с женщинами. Ближний Восток очень консервативен, здесь господствует догматизм и реакционность. Этот менталитет не давал дышать женщинам, живущим на Ближнем Востоке. Они подвергались угнетению во имя ислама. Однако, у курдских женщин сложилась несколько другая ситуация. Быть женщиной из угнетенного народа, чья идентичность была под запретом, означает, что вас эксплуатируют вдвойне. Курдские женщины стали дважды бесправными обитательницами своей колонизированной родины. Абдулла Оджалан осмелился бороться за их освобождение в сложных социальных условиях.

Свобода невозможна без освобождения женщин

Сегодня очень важно вести национально-освободительную борьбу. Курды по-прежнему нуждаются в освобождении, как народ, но как именно добиться победы – очень важный вопрос, говорит Бесе Эрзинджан: «Конечно, вы не можете считать то, что делаете, освободительной борьбой, если женщины продолжат жить, как рабыни, в вашей освобожденной стране. Абдулла Оджалан неоднократно поднимал вопрос о том, каким должен быть свободный Курдистан. Анализируя эту тему, он написал свою работу «Как жить». Его главной целью было создать альтернативу существующей системе. Его подход был весьма радикален в сравнении с другими революционными движениями. Он говорил: «Наша революция – это революция женщин».

Революция РПК – это революция женщин

Рабочая партия Курдистана (РПК) основывала свою борьбу на эмансипации женщин с первого дня своего существования. Курдское освободительное движение пыталась воспитать и подготовить общество будущего, исходя из парадигмы социальной модели, в рамках которой гендер утратит влияние. С этой целью партия готовила свои кадры – людей, которые искренне верили в женскую революцию и работали ради того будущего, в котором её идеалы будут воплощены в жизнь. Без организации невозможно осуществить революцию. Вот почему на базе идей Абдуллы Оджалана была основана уникальная организация, которую возглавили женщины.

Вырваться из оков тысячелетней эксплуатации

Вначале нам было непросто, говорит Бесе Эрзинджан. Она вспоминает, как женщины встали на путь подлинной борьбы за свое освобождение. Тысячи лет несвободы, поколения, жившие в условиях эксплуатации и патриархального менталитета. Впервые в истории кто-то захотел добиться для женщин другой судьбы. Сначала этот путь был очень сложным, но позже женщины-бойцы осознали, кто они есть, и сбросили цепи рабства. Благодаря практическому опыту они смогли приобрести новые знания. Для Оджалана они были дорогим товарищами и соратницами. В 1990-е годы бойцы и само движение были молоды и неопытны, но курдский лидер высоко ценил всех и каждую. Он прилагал большие усилия, чтобы революционеры развивались и получали необходимые звания. Он отводил серьезную роль каждой, будучи убежден, что женщины могут нести эту ответственность. Он всегда относился к соратницам по борьбе с любовью и уважением и предостерегал мужчин от попыток сохранить доминирующее отношение.

Женщины желали свободы тысячи лет

«Именно женщины должны лучше всего понимать меня. Они сумеют применить мою теорию, как никто другой», – неоднократно подчеркивал Абдулла Оджалан. Он придерживался этого постулата, потому что знал, что женщины питали страсть к свободе тысячелетиями, говорит Эрзинджан. Эта страсть сделала женщин-бойцов более воинственными. У них есть желание сломить систему. Поэтому они должны трудиться больше, чем кто-либо другой, чтобы распространить философию освобождения, созданную национальным лидером народа курдов. Женщинам необходимо развиваться, воспитывая в себе лучшие качества в рамках парадигмы теории Оджалана, распространяя эти знания, чтобы они достигли всего человечества. Это первостепенная задача АЖК. Его активистки пока ещё не сделали всего, что могут и должны. «Мы ценим всё, что дал нам Оджалан, но мы ещё не воплотили его идеи в жизнь так, как подобает», – добавила Бесе Эрзинджан.

Подводя итоги, она подчеркнула, что философия Абдуллы Оджалана зародилась в Курдистане, но её цель – освобождение всего человечества.