Запрет «Братьев-мусульман» сорвет планы Турции

Исследование американского сайта «Аль-Монитор» указывает на то, что Трамп может осуществить свою угрозу и включить организацию «Братьев-мусульман» в число иностранных террористических организаций, тем самым забив «последний гвоздь» в гроб намерений Турции

Сайт «Al-Monitor» в своём докладе предположил, что угрозы Трампа могут создать новые проблемы для Анкары: что делать с тысячами членов «Братьев-мусульман», которые нашли убежище в стране за последние годы?

Трамп заявил, что планирует внести группировку «Братьев-мусульман»* в список террористических организаций после его встречи 9 апреля с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. По всей видимости, это усугубит и без того напряжённые американо-турецкие отношения и окажет давление на Анкару, чтобы последняя приняла соответствующее решение в отношении её политики к организации «Братьев-мусульман».

Турция с 2011 года проводит политику, направленную на смену авторитарных, но светских режимов арабских стран, рассчитывая на продвижение во властные круги террористов - «Братьев-мусульман». С начала так называемой «арабской весны» правящая турецкая «Партия справедливости и развития» составила несколько авантюрных внешнеполитических проектов, которые впервые провалились в Египте после свержения Мухаммеда Мурси, связанного с «Братством».

Затем планы Турции рухнули в Сирии, Ливии, Ираке и Тунисе. Последним в списке свергнутых диктаторов значится президент Судана Омар аль-Башир.

Если «Братья-мусульмане» будут объявлены террористической организацией, Турция пострадает слишком сильно. Учитывая размер проблем, с которыми столкнётся Турция, законопроект Трампа имеет решающее значение: будет ли добавлено в чёрный список только египетское отделение «Братьев-мусульман» или все группировки, связанные с ним?

Несмотря на этот факт, общее название организации в Египте и Сирии - «Братья-мусульмане», однако это движение ведёт свою деятельность под разными «ярлыками» в других странах: «возрождение» в Тунисе, «Исламский фронт действий» в Иордании, «ХАМАС» в Палестине, «Иракская Исламская партия» в Ираке, «Общественное движение за мир» в Алжире и «Национальный Исламский фронт» в Судане. Организация также известна, как «Аль-Ислях» в Бахрейне, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Йемене и Сомали.

Во многих странах «Братья-мусульмане» либо являются партнерами различных политических движений, либо даже представлены в парламентах. В Египте при президенте Хосни Мубараке, несмотря на все усилия по искоренению движения, «Братство» смогло получить доступ к власти через депутатов и выборных представителей независимо, во многих учреждениях и профсоюзах.

Сотрудничество Турции с «Братьями-мусульманами» началось несколько десятилетий назад, во время Холодной войны, когда было переведено на турецкий язык несколько книг, написанных членами египетских и сирийских «Братьев-мусульман» в шестидесятых годах прошлого века для борьбы с коммунизмом.

В семидесятые годы прошлого века началось сотрудничество турецкой разведки с американской ЦРУ и израильским Моссадом в использовании идеологии «Братья-мусульмане» против режимов БААС в регионе.

Даже существуют предположения, что некоторые члены движения получили секретную военную подготовку в Турции против президента Сирии, в то время Хафеза Асада. Тогда некоторые члены движения нашли убежище в Турции и установили прочные отношения с представителями политического ислама в Турции, которые были предтечей Партии справедливости и развития.

Однако в отличие от своих предшественников, ПСР переводит эти контакты и отношения в механизм «мягкой силы» в своей внешней политике.

Когда «Братство» пришло к власти в Тунисе и Египте в начале Арабской весны, Партия справедливости и развития начала планировать захват власти движением в Сирии и Ливии.

Возглавляемый Саудовской Аравией блок стран Персидского залива считает «братьев» угрозой существованию их режимов.

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Катар несут ответственность за появление «Братьев-мусульман» в качестве ведущей силы в Сирии. Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты поддержали президента ас-Сиси в Египте. В ответ на это, Турция оказала тёплый прием тысячам членов «Братства», которые бежали из Египта.

Несмотря на отсутствие точных цифр, по оценкам, около 5000 членов «Братьев-мусульман» отправились в Турцию. Эти лица участвовали в пропагандистских кампаниях против Египта и стран Персидского залива, создав четыре телевизионных канала в Турции. Когда Катар под давлением своих соседей изгнал в 2014 году семь лидеров движения, Турция вновь открыла свои двери для них.

Редакция сайта задается вопросом: что сделает Турция, если США все-таки признают «Братьев-мусульман» террористами? Сможет ли Турция продолжать быть «надеждой всего мусульманского мира», как однажды сказал представитель «Братьев» Юсеф Нада? Турция, несомненно, выдвинет громкие возражения, но Анкаре будет трудно использовать движение в качестве инструмента мягкой силы. Турецкое правительство возможно выберет прагматичный вариант в этом вопросе, который и так уже привел к многочисленным поражениям во внешней политике страны.

Как бы то ни было, Турция уже потеряла своё влияние на народы Ближнего Востока и Северной Африки из-за своей поддержки «Братьев-мусульман», что, в свою очередь, разозлило различные заинтересованные стороны. Среди них: иракский народ из-за защиты бывшего вице-президента, выходца из «Братьев-мусульман», Тарика аль-Хашими; палестинское движение ФАТХ из-за её публичной поддержки ХАМАСа во внутрипалестинском конфликте; политические силы Туниса из-за предоставления безусловной поддержки «Возрождению»; тех ливийцев, которые поддерживают генерала Халифу Хафтара против позиции Турции и Катара по спонсированию исламистов в Триполи, а также тех суданцев, которые хотели увидеть конец режима «ихваниста» (члена «Братьев-мусульман») президента аль-Башира.

*– запрещенная на территории Российской Федерации террористическая группировка.