Турция

Хазал Гулькатин рассказывает о приближающемся Курдском кинофестивале в Стамбуле

Киноколлектив Месопотамии проведёт с 24-го марта по 29-ое второй Курдский кинофестиваль в Стамбуле.

Второй Курдский кинофестиваль в Стамбуле, который из-за пандемии Ковида-19 был отложен на почти два с половиной года, пройдёт в период с 24-го по 29-ое марта. Первый кинофестиваль состоялся ещё в 2019 году.

Во время второго кинофестиваля, подготовленного Киноколлективом Месопотамии, будут показаны 27 кинолент из четырёх частей Курдистана в таких жанрах как художественное кино, документальное кино и короткометражное кино. Фестиваль откроется фильмом Амаси Мартиросяна «Езидские курды», который был снят ещё в 1933 году и до сегодняшнего дня ни разу не демонстрировался ни в Турции, ни в Курдистане.

В день открытия фестиваля вместе с показом фильма Мартиросяна будет проведён также концерт.

Курдские режиссёры обсудят курдское кино и его проблемы на форуме, который пройдёт в рамках кинофестиваля.

Информационное агентство «Фират» взяло интервью у Хазал (Джайлан) Гулькатин, представляющую Киноколлектив Месопотамии, она рассказала о встрече со зрителями спустя более чем два года, о том, какой эффект оказала пандемия на курдское кино, и о вкладе данного кинофестиваля в развитие курдской культуры.

Вы проводите второй Курдский кинофестиваль в Стамбуле, который были вынуждены ранее отложить из-за ковида. Во время пандемии культурные мероприятия были приостановлены. Как вы пережили всё это в рамках Киноколлектива Месопотамии?

Помимо всех проблем, проявившихся в результате пандемии, одним из наиболее негативных аспектов стало, на мой взгляд, то, что мы не знали, когда и как это закончится. Мы все осознаём, какой негативный эффект оказывает это состояние неопределённости во всех сферах жизни. Будучи Киноколлективом Месопотамии, мы решили начать наши приготовления, даже несмотря на то, что мы не были способны определить точную дату и то, как мы организуем наш следующий фестиваль. В то время много фестивалей проводилось онлайн. Несмотря на наличие позитивных аспектов у этого метода в тех условиях, мы предпочли подождать, чтобы иметь возможность провести наш фестиваль вживую, пообщаться с аудиторией.

Разумеется, фестиваль является одним из культурных мероприятий, которые направлены на то, чтобы преодолеть многочисленные политические барьеры, стоящие на пути курдского кино. Какую оценку вы бы дали этим препятствиям и как их можно преодолеть?

Отвечая на этот вопрос, будет правильным вначале задать другой. В то время как многие сообщества и народы могли делать кино от своего имени и в рамках своей идентичности на протяжении столетия, почему курдские режиссёры не могут заниматься искусством в таком же ключе? Мы можем дать краткий ответ на этот вопрос, который на самом деле требует ответа развёрнутого. От прошедших времён и до настоящего времени правительства проводили и проводят разного рода политику, направленную на уничтожение самого существования курдских искусства и культуры, не говоря уже об их развитии. Однако курдское кино развивалось и выживало, преодолевая все препятствия. Мы видим, что курдское кино идёт по этой дороге и что ему приходится сталкиваться со многими механизмами контроля, в первую очередь это касается цензуры, на этом пути. Как и любая сфера искусства, наша сфера обретает значение при контакте с аудиторией, необходимость донести наши фильмы до зрителей подтолкнули нас организовать подобный фестиваль. Мы верим, что платформа такого рода, где люди могут собираться и обсуждать, критиковать каждый фильм, донося своё личное видение, поспособствует развитию курдского кино.

Мы пережили пандемию. Есть ли в фильмах, предназначенных для показа, какие-то следы того, что пандемия повлияла на творческий процесс? Виден ли этот результат в художественных или документальных лентах?

Честно говоря, я думаю, что мы, курды, не ставим для себя в приоритет создание фильма о пандемии, учитывая, что мы и так находимся в условиях войны, не говоря уж о других проблемах. Некоторые из фильмов, которые покажут во время фестиваля, были сняты во время пандемии, но они никак не затрагивают этот вопрос.

Какова будет главная тема фестиваля в этом году и можете ли вы рассказать о фильмах?

Мы не выбирали какую-то специальную тему для нашего фестиваля. Однако мы можем сказать, что мы пытались выработать такое направление, которое привлечёт всех любителей кино, в особенности курдских людей, побудит их выйти из дома и прийти в залы. Всего за шесть дней, которые продлится фестиваль, будет показано 27 лент в категориях – художественно кино, документальное кино и короткометражное кино. Эти фильмы, которые были сделаны в четырёх частях Курдистана, а также в других странах мира, где живут и работают курды, будут показаны по большей части в присутствии создателей фильмов. Фильм, открывающий мероприятие, называется «Курдские езиды», он был снят Амаси Мартиросяном в 1933 году. Его ранее никогда не показывали ни в Турции, ни в Курдистане.

Среди тем, которые будут обсуждаться на форуме фестиваля, есть и тема курдского кино. Если подытожить, как вы оцениваете позиции курдского кино в 2022 году?

Сегодня очень сложно дать оценку позициям курдского кино. Однако мы можем сказать, что оно формируется и развивается в рамках понимания киноискусства, которое ведёт сопротивление, несмотря на все препятствия. Идея форума возникла с целью создания платформы для обсуждения проблем курдского кино, что, на наш взгляд, является первоочередной задачей. Как Киноколлектив Месопотамии, мы надеемся, что этот форум станет платформой для идей, которые в ближайшие годы помогут усилить и углубить позиции курдского кино.