Древний объект разграбили под предлогом восстановления

Археологический памятник Холм Зернаки с историей в 3000 лет, расположенный в районе Вана Арджиш, подвергся разграблению и уничтожению под предлогом восстановления.

Созданный во время Парфянской империи и Урарту город на Холме Зарнаки является древним объектом, покрывающим 270 гектаров земли на севере района Арджиш в провинции Ван. Этот объект известен как наиболее древний и наиболее развитый город тех времён. На протяжении столетий здесь обитали представители парфянской цивилизации и цивилизации Урарту.

Холм Зернаки известен также как место, где курды объединились и утвердили своё единство. Чтобы положить конец кровавой агрессии ассирийцев, которые располагали самым сильным государством той эпохи, урартский царь Менуа собрал все курдские племена в районе Холма Зернаки, тем самым объединив курдов. Ассирийской тирании был положен конец. Урартские племена построили город на Холме Зернаки, который был на тот момент самым современным и развитым для своего времени. Они поддерживали мир и стабильность в Месопотамии, Анатолии и на всём Ближнем Востоке на протяжении около 500 лет.

Раскопки руин этого древнего города, представляющего огромную важность для курдского народа и его истории, на протяжении многих лет блокировались со стороны властей. Сам древний объект пострадал от действий властей и от охотников за сокровищами. Несмотря на то, что этот город представляет из себя археологический объект, находящийся под защитой, он в значительной степени пострадал за эти годы от действий расхитителей сокровищ.

Социолог и писатель Икрам Ишлар напомнил, что город на холме стал первым городом в истории, построенным по так называемой гипподамовой системе (способ планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала), которая затем вдохновляла древних греков и представителей других цивилизаций. Ишлар рассказал, что раскопки, которые продолжаются сейчас около года, проводятся при содействии муниципалитета и университета. «Когда начинаешь думать о том, что было сделано, можно только пожелать, чтобы никаких раскопок не начинали вообще. То, что сделали с крепостью Вана, не имеет никакого отношения к оригиналу. Восстановленные объекты начали рушиться очень быстро. При этом сам древний форт был уничтожен под предлогом восстановления. Мы не знаем, сколько денег они сумеют заработать на этих реставрационных работах».