Средний класс Турции лишен возможности приобрести жилье в собственность

Покупка дома стала недостижимой мечтой даже для профессионалов среднего класса в Турции, поскольку экономические проблемы страны создали идеальный шторм на рынке жилья.

Предоставление правительством кредита на покупку жилья не вызвало особого ажиотажа в Турции, поскольку стремительно растущие цены на недвижимость и тающая покупательная способность населения делают владение жильем несбыточной мечтой даже для профессионалов среднего класса.  Относительно дешевые кредиты, о предоставлении которых президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил 9 мая, появились на фоне беспрецедентных потрясений на рынке жилья. Цены на жилье удвоились за год, опережая общую потребительскую инфляцию, которая в апреле достигла 70%, что было вызвано главным образом резким снижением курса турецкой лиры с прошлого года. 
Альпер Озкок, врач и преподаватель университетской больницы в Анкаре, относится к миллионам людей, которые чувствуют себя не в состоянии приобрести подходящее жилье даже после получения кредита. «Будучи врачом с 12-летним стажем, я теперь не могу купить дом в Анкаре», - сказал он изданию Al-Monitor. 
Озкок и его жена, также медицинский работник, думали о покупке квартиры, когда их арендодатель попросил их съехать. «Мы решили, что лучше купить жилье, чем платить 5 000 лир ($313) за аренду», - сказал 35-летний Озкок, отметив, что он и его жена вместе зарабатывают 25 000 лир ($1 570) в месяц.  
«Мы наблюдали, как цены растут с каждым днем, а после объявления о пакете мер цены на жилье, на которое можно получить кредит, выросли еще больше, - сказал Озкок, имея в виду немедленный скачок цен на жилье после заявления Эрдогана. - Цены на квартиры начинаются примерно от 2,5 млн. лир [156 500 долларов США] в районе, где мы сейчас живем. Кредит в 2 миллиона лир означает ежемесячные выплаты в размере более 28 000 лир. Это больше, чем мы зарабатываем». 
Цены на жилье в Турции в феврале выросли на 96,4% по сравнению с прошлым годом. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка, причем в новостройках этот показатель превысил 102%.  
В Стамбуле, самом густонаселенном городе страны и самом дорогом с точки зрения жилья, цены на жилье выросли на 104% за тот же период, достигнув более 13 800 лир ($864) за квадратный метр. Рост цен был вызван дефицитом предложения в связи со стремительным ростом стоимости строительства. Это затормозило инвестиции в жилищное строительство, в сочетании с высоким спросом, вызванным обеспеченными покупателями, вкладывающими средства в недвижимость, чтобы защитить свои сбережения от инфляции и падения курса лиры. 
Аналогичным образом, цены на аренду жилья в феврале выросли на 84,2% по сравнению с годом ранее, согласно данным авторитетного аналитического центра. Рост превысил 100% в Стамбуле, Анкаре и третьем по величине городе страны - Измире. В Стамбуле средняя стоимость аренды квартиры с тремя спальнями достигла 5 000 лир, превысив минимальную заработную плату в 4 250 лир, что составляет ежемесячную зарплату почти половины наемных работников страны.  
В рамках пакета мер Эрдогана государственные банки предлагают 10-летние кредиты с ежемесячной процентной ставкой 0,99% покупателям жилья, впервые приобретающим новые дома стоимостью до 2 млн. лир. Кроме того, покупатели домов стоимостью до 2 млн. лир, которые покрывают не менее половины стоимости за счет конвертации твердой валюты или золотых депозитов, имеют право на получение 10-летних кредитов с ежемесячной процентной ставкой 0,89%. 
Согласно онлайновому расчету государственного банка «Зираат», ежемесячные платежи составляют 28 600 лир для 10-летнего кредита на 2 миллиона лир в первой категории и 14 250 лир для кредита на 1 миллион. Такие суммы являются непосильными для большинства социальных слоев в Турции, где минимальная зарплата в 4 250 лир или чуть выше стала преобладающей в частном секторе, а зарплата государственных служащих в среднем составляет менее 7 000 лир.  
Дерья Курт, юрист из Стамбула, сказала, что она и ее муж, который также работает в частном секторе, копили деньги на дом и обрадовались, когда было объявлено о предоставлении кредита. «Но наша радость была недолгой. Нам не хватает дохода, чтобы воспользоваться пакетом», - сказала она.  
Экономический кризис отвратил людей от найма адвокатов, что напрямую отразилось на ее доходах, пожаловалась Курт, добавив, что в лучшем случае они с мужем зарабатывают около 30 000 лир в месяц. По ее словам, подходящая квартира в их районе Кючюкчекмедже, расположенном в 30 километрах (17 миль) от центра Стамбула, будет стоить не менее 1,75 миллиона лир. «А ежемесячные выплаты по кредиту составляют весь наш доход. Как два работающих выпускника университета, мы не в состоянии купить дом сегодня - мы можем только мечтать об этом», - добавила она.  
Жилищные неурядицы характерны не только для крупных городских центров. Мерием, 44-летний ученый, пожелавшая называть себя только по имени, живет в Мардине, городе на юго-востоке Турции, недалеко от сирийской границы. Последние два года она и ее муж, тоже научный работник, ждали удобного момента для покупки жилья, но безуспешно.  
«Квартира, подходящая для нас и нашего ребенка, стоит от 1,5 до 2 миллионов лир в Мердине, - сказала Мерием, добавив, что правительственная схема кредитования оказалась не по карману ее семье. - У нас есть ребенок, который в следующем году пойдет в среднюю школу. А из-за инфляции расходы на одну только еду удвоились. Если мы сегодня возьмем кредит в 1,5 миллиона лир, то на месяц после выплаты кредита у нас останется всего 4 000 лир», - сказала она. 
Тарик Сенгул, старший научный сотрудник по вопросам городской политики Ближневосточного технического университета в Анкаре, говорит, что профессионалы среднего класса, такие как врачи, инженеры и банкиры, раньше могли покупать высококачественные дома за счет кредитов, но глубокие сдвиги на рынках все изменили. «Хотя этот механизм в определенной степени остается функциональным, сейчас мы живем в мире, где рынки активов в целом и рынки недвижимости в частности становятся все более самореферентными, то есть создают свою собственную реальность, - сказал Сенгул в интервью Al-Monitor. - В то же время, доходов, получаемых на рынке труда от рабочих мест и профессий, определяющих принадлежность человека к среднему классу, уже недостаточно, чтобы включиться в игру».  По словам исследователя, представители среднего класса сейчас изучают, «как стать акторами» на рынках недвижимости и других активов, часто вступая в рискованные сферы. «Те, кто в последнее время обратился к биткоину и подобным спекулятивным инвестициям, идут на большой риск. В этом контексте дом, который человек хочет купить, чтобы чувствовать себя спокойно, сам по себе становится источником бед», - заметил он.