Китайская экспортная машина ставит новые рекорды на фоне пандемии

Вторая по величине экономика мира в прошлом году закрепила свое место в качестве мировой фабрики, даже несмотря на обострение отношений с Западом.

Экспортный бум в Китае привел к рекордному профициту торгового баланса страны в 2021 году, поскольку производственная мощь и растущий мировой спрос победили встречные ветры, включая растущую геополитическую напряженность с западным миром.

Поставки из второй по величине экономики мира в прошлом году выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом и составили $3,36 трлн., что также является рекордом, сообщило в пятницу Главное таможенное управление страны. Бурно развивающийся экспортный сектор был неизменно сильной стороной экономики Китая, которая пострадала от внутренних мер по борьбе с пандемией и вызванного правительством спада в секторе недвижимости.

Импорт также вырос на 30%, что в значительной степени является отражением стремительного роста цен на такие товары, как уголь, сталь и железная руда.

В результате положительное сальдо торгового баланса в 2021 году составит 676 млрд. долларов США, что легко побьет предыдущий рекорд в 535 млрд. долларов США, установленный годом ранее, и подчеркнет, что перебои в работе системы, связанные с Covid-19, только усилили дисбаланс мировой торговли, существовавший до пандемии (в пользу Китая, – прим.).

Профицит торгового баланса Китая с США, в частности, вырос до $396,5 млрд с $316,9 млрд в 2020 году, сообщила в пятницу китайская таможня, что может вызвать еще большее недовольство в Вашингтоне. Согласно исследованию вашингтонского Института международной экономики Петерсона, закупки Китаем американских товаров, включая энергоносители и сельскохозяйственную продукцию, значительно отстают от условий, согласованных в рамках только что истекшего первого этапа торговой сделки, которую США и Китай подписали в январе 2020 года.

Общий объем торговли товарами в Китае – сумма импорта и экспорта – вырос примерно на 30% до рекордно высокого уровня в $6,05 трлн. в прошлом году по сравнению с $4,65 трлн. годом ранее, свидетельствуют официальные данные Китая.

Цифры показывают, что Китаю удалось не только сохранить, но и укрепить свою центральную роль в мировой торговле товарами, даже в то время когда США и их союзники предупреждают западные компании о потенциальных опасностях чрезмерной зависимости от Китая и предполагаемых нарушениях прав человека в цепочках поставок, проходящих через эту страну.

Политика Пекина в отношении «Ковид-19», которая с самого начала пандемии была направлена на ликвидацию вируса внутри страны, отдавая приоритет возобновлению работы заводов, превратила страну в жизненно важную производственную базу для остального мира, производящую товары первой необходимости, включая медицинское оборудование и электронику для работы на дому.

И пока в 2021 году на заводах многих других стран продолжались перебои в работе, связанные с ковидом, китайская экспортная машина продолжала работать, несмотря на нехватку электроэнергии, глобальные транспортные проблемы, рост цен на сырьевые товары и меры по сокращению производства, введенные во время периодических локальных вспышек Ковида-19.

Логан Райт, директор отдела исследований китайского рынка компании Rhodium Group, утверждает, что китайская политика «нулевого ковида» усилила тенденции на обеих сторонах торгового баланса, снизив внутренний спрос на иностранные товары и одновременно увеличив производство товаров, продаваемых за границу.

Политика Пекина «не только повлияла на внутреннее потребление Китая и аппетит к импорту, но в то же время стимулирование было направлено на возобновление производства, в то время как остальной мир был сосредоточен на поддержании доходов домохозяйств», – сказал Райт.

Экспорт в США, которые Китай считает своим торговым партнером №3 после Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Европейского союза, в 2021 году вырос на 28% по сравнению с прошлым годом и составил $576 млрд. Поставки в ЕС и страны Юго-Восточной Азии выросли на 33% и 26% соответственно.

Китайская стратегия «нулевого ковида» тестируется в преддверии зимних Олимпийских игр. Китай находится в состоянии повышенной готовности, чтобы сдержать распространение коронавируса в преддверии зимних Олимпийских игр. WSJ изучает стратегию «нулевого Ковида» в городе Сиань, чтобы понять, какую она вызвала реакцию жителей и производителей чипов.

Электромеханические изделия, включая мобильные телефоны, компьютеры и интегральные схемы, составили почти 60% китайского экспорта в прошлом году. Сильные показатели экспорта были также подкреплены ростом цен на товары.

Экспортный сектор послужил надежной опорой роста в 2021 году для экономики Китая, которая в остальное время сталкивалась с ужесточением регулирования технологических гигантов, нехваткой электроэнергии, ростом цен на сырье и ограничением уровня задолженности застройщиков.

Экономисты ожидают, что экспорт будет играть меньшую роль в обеспечении общего роста экономики Китая в этом году, поскольку рост мирового спроса на товары замедляется, а производственные мощности других стран восстанавливаются.

«В 2022 году развитие экспорта Китая столкнется с растущей неопределенностью, нестабильностью и дисбалансом», – заявил в пятницу Ли Куйвэнь, представитель таможенного бюро Китая.

«Мы ожидаем, что в 2022 году динамика экспорта ослабнет после исключительного роста в 2021 году, – сказал Томми Ву из исследовательской компании Oxford Economics, – поскольку иностранные потребители переключают свои расходы на услуги». Новые экспортные заказы на товары китайского производства, такие как оборудование для работы на дому и медицинские товары, начали сокращаться в августе, согласно ежемесячным опросам менеджеров по закупкам в производственном секторе Китая. По его словам, статистика экспорта в этом году также пострадает от жесткого сравнения с высокими показателями 2021 года.

Ежемесячные данные, опубликованные в пятницу, свидетельствуют о первых признаках того, что почти двухлетний экспортный бум начал понемногу ослабевать. Декабрьский экспорт вырос на 21% по сравнению с годом ранее, замедлившись по сравнению с ноябрьским темпом в 22%, в то время как импорт вырос на 20% по сравнению с 32% в ноябре.

Кроме того, недавние вспышки вируса Covid-19, в том числе одна с более заразной разновидностью Omicron, чреваты новой волной заторов в портах, задержками морских перевозок и другими нарушениями в работе цепочек поставок в новом году.

Профицит торгового баланса Китая, вероятно, внесет вклад всего в 0,3 процентных пункта в рост валового внутреннего продукта на 5,3% в этом году, прогнозирует Standard Chartered. В прошлом году, по его оценкам, этот вклад составил 1,5 процентных пункта при общем темпе роста около 8%.

Кроме того, экономисты прогнозируют, что темпы роста импорта в Китае в этом году будут ниже, поскольку спад на рынке недвижимости сдерживает аппетит страны к промышленным металлам. Слабое внутреннее потребление, тем временем, еще больше снизит общий спрос.