Как строительные нормы и правила спасли один турецкий город от землетрясения

Мэр города, расположенного в опустошенной провинции Хатай, говорит, что его город избежал разрушений, которые наблюдались в других местах, отчасти благодаря соблюдению строительных норм и правил.

После землетрясений, произошедших на прошлой неделе, в Турции разгорелись гневные споры о низких стандартах жилищного строительства. На фоне возмущения критики указывают на город Эрзин как на пример того, как правильно применяемые строительные законы могут предотвратить гибель людей.

Эрзин расположен на севере Хатая, где погибло больше всего людей из 11 пострадавших провинций, примерно в 110 километрах от эпицентра землетрясения магнитудой 7,8, которое произошло рано утром 6 февраля.

Тем не менее, в районе с населением 42 000 человек не обрушилось ни одно здание, и число погибших не превысило нуля.

Инженеры-строители и специалисты по землетрясениям говорят, что город уцелел, по крайней мере, частично, благодаря строгому соблюдению строительных норм, хотя его местоположение и геология также сыграли свою роль.

Мэр Оккес Эльмасоглу, избранный в 2019 году, говорит, что он следует политике своих предшественников, не позволяя строительным подрядчикам совершать нарушения.

«Со своей стороны, у меня очень чистая совесть, [потому что] мы ни в коем случае не допускали незаконного строительства, – говорит он. – Я не соглашался ни на какие компромиссы в этом вопросе, но были те, кто пошел на них».

Эльмасоглу сказал, что в Турции необходимо «полностью изменить менталитет», чтобы люди «больше не ждали уступок от государства по поводу незаконных построек». В стране был проведен ряд строительных амнистий – последняя незадолго до выборов 2018 года – которые позволили владельцам опасных строений заплатить штраф, чтобы избежать необходимости приводить свои здания в соответствие со стандартами.

В городе также нет многоэтажных жилых домов, которые привели к катастрофическим человеческим жертвам в других районах. Самые высокие здания достигают шести этажей, но большинство не выше четырех, сказал Эльмасоглу.

Мэр, который представляет оппозиционную Республиканскую народную партию (РНП) (до него на этом посту был член правящей Партии справедливости и развития (ПСР)), признал, что геология Эрзина также сыграла свою роль в защите города.

Город расположен у подножия западных склонов гор Аманос, которые отделяют его от ближайшей линии разлома, находящейся в 40 километрах. Город построен на земле, где коренные породы находятся близко к поверхности.

Геолог Начи Горур сказал, что Турция должна стремиться к восстановлению на участках, подобных Эрзину.

«Геологическая структура, тектоническое положение и геологические особенности этого региона обеспечивают особую защиту от землетрясений», – утверждает он.

Резкий контраст между Эрзином и разрушениями в близлежащих городах и поселках подчеркивает небрежность строительной практики и отсутствие нормативного контроля, которые усугубили последствия землетрясения и привели к гибели людей.

Танер Юзгеч, президент Палаты инженеров-строителей, сказал в интервью изданию Al-Monitor, что эта проблема повсеместна. «Жилищная амнистия случалась в Турции много раз, особенно когда выборы были близки, – говорит он. – Мы всегда предупреждали об этих проблемах. Мы говорили, что будет катастрофа, которая равносильна преступлению и убийству людей, но мы не смогли заставить себя услышать».

Юзгеч сказал, что 65% зданий в Турции считаются находящимися в зоне риска. В 2011 году правительство разработало стратегический план по выявлению опасных сооружений, который должен был быть завершен к 2017 году, что привело бы к принятию мер по стандартизации или сносу дефектных конструкций. «К сожалению, это не было выполнено», – говорит он.

Выступая во вторник вечером, президент Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что 47 000 зданий были разрушены или настолько сильно повреждены, что их необходимо снести. Однако ранее Министерство окружающей среды и урбанизации заявило, что более 50 500 зданий требуют срочного сноса.

Президент сказал, что восстановление начнется в марте. «Наша цель – завершить строительство высококачественных и безопасных зданий за год, чтобы удовлетворить потребность в жилье во всей зоне землетрясения», – заявил он.

Несмотря на регулярные смертоносные землетрясения – три года назад в Элязыге, на востоке Турции, погиб 41 человек, а несколькими месяцами ранее в результате землетрясения в западном городе Измир погибли 116 человек – похоже, что серьезных мер по борьбе с небезопасным жильем было принято мало.

«Основная причина этой катастрофы кроется в строительстве зданий, – говорит Юзгеч. – Конечно, землетрясения – это стихийное бедствие, но мы можем помочь уменьшить их последствия. Однако, во многих случаях этого не произошло».

После стихийного бедствия многие жители рассказывали, как предприниматели, занимающие первые этажи многоквартирных домов, демонтировали несущие колонны, чтобы увеличить свою площадь.

В Диярбакыре, самой восточной провинции в зоне бедствия, обрушился блок из 32 квартир, в то время как три других блока в том же комплексе остались в вертикальном положении. Местные жители утверждали, что эта разница была вызвана незаконной перепланировкой, произведенной торговыми точками на первом этаже.

«Все знают, что они срезали колонны на первом этаже, и за четыре месяца до землетрясения против них был подан иск», – сказал Вейси Булду, у которого в этом здании погиб дядя.

Десятки строительных подрядчиков были задержаны после катастрофы, по словам министра юстиции Бекира Боздага. Однако Юзгеч отметил, что ни один чиновник, одобривший строительство небезопасных зданий, не предстал перед судом.