Эрдоган критикует санкции США

Президент Турции ответил на санкции, введенные против Турции в понедельник, назвав их несправедливыми и даже открытой атакой на суверенитет страны.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ответил в среду на санкции США против Анкары из-за покупки ею российской системы противоракетной обороны.

Соединенные Штаты ввели санкции против агентства в Министерстве национальной обороны Турции, а также против нескольких должностных лиц агентства в понедельник в связи с приобретением и активацией страной системы противоракетной обороны российского производства С-400.

Санкции, принятые в соответствии с законом 2017 года, направленным на ограничение военного влияния России, были более легкими, чем предполагалось, но Эрдоган отметил, что они никогда раньше не применялись против других членов НАТО.

«Санкции вводятся в отношении нашей страны, члена альянса НАТО. Что это за альянс? – спросил Эрдоган во время телевизионного выступления в Анкаре. – Это решение является открытой атакой на наш суверенитет».

Вашингтон уже наказал Анкару в июле, запретив ей разрабатывать детали для американских истребителей следующего поколения F-35 и приобретать эти самолеты.

Карательные меры, принятые на этой неделе против Агентства по оборонной промышленности (SSB) – агентства военных закупок страны, включали запрет на все экспортные лицензии США и кредиты для агентства. Его президенту Исмаилу Демиру и трем другим руководителям также было запрещено ездить в США или владеть там активами.

Госдепартамент заявил, что санкции «не направлены на подрыв военного потенциала или боеготовности Турции, но скорее призваны навязать России издержки в ответ на ее широкий спектр пагубных действий».

В своих первых публичных комментариях по поводу санкций Эрдоган назвал их несправедливыми. Он повторил заявление Турции о том, что Вашингтон не продаст Анкаре американский эквивалент С-400 - систему «Пэтриот».

Американские официальные лица неоднократно заявляли, что Турции была предложена американская система, но эти переговоры сорвались после того, как Анкара потребовала также получить производственные и операционные данные – коммерческую тайну – о «Пэтриотах».

«Чем больше Турция растет, чем больше она приближается к своим целям, чем больше она отстаивает свои суверенные права, тем больше она подвергается нападкам, – сказал Эрдоган во время выступления в среду. – Поскольку мы удовлетворяли наши потребности где-то в другом месте, они нажали на спусковой крючок санкций».

Поскольку оборонная система С-400 обладает способностью «узнавать» схемы полетов и получать другие данные о самолетах, пролетающих над головой, Вашингтон рассматривает покупку союзником по НАТО российской оборонной системы как угрозу безопасности и ранее просил Анкару выйти из сделки. Он также обеспокоен тем, что Турция предоставляет средства российской оборонной промышленности через эту закупку.

Эрдоган заявил, что Турция предложила решить этот вопрос дипломатическим путем и теперь удвоит свои усилия по дальнейшему развитию своего арсенала.

«Чтобы сделать нашу оборонную промышленность независимой, мы будем работать в два раза усерднее, будем ускорять проекты нашего оборонного ведомства, будем больше поддерживать наши оборонные предприятия», – сказал он.

Угроза санкций давит на турецкую валюту – лиру наряду с резким ростом инфляции и беспокойством по поводу валютных резервов. Валюта достигла серии рекордных минимумов в этом году и в ноябре упала почти на 24 процента по сравнению с предыдущим годом.

Рынки приветствовали пакет санкций в понедельник, поскольку он оказался не таким суровым, как ожидалось. Однако турецкие военные аналитики обеспокоены тем, как санкции могут повлиять на оборонный сектор, который в прошлом году зафиксировал общий объем продаж более чем на 10 миллиардов долларов.

Наиболее важной частью санкций стал запрет на экспортные лицензии, наложенный на SSB. Тем не менее Демир, президент организации, заявил в понедельник, что его агентство готовилось к этому сценарию.

Санкции – это лишь последнее проявление разногласий между двумя странами, причем союзники по НАТО также расходятся во мнениях по Сирии, Ливии и восточному Средиземноморью.

В то время как у Трампа были в основном теплые отношения с Эрдоганом, враждебность среди американских законодателей по отношению к Турции росла на фоне ее все более агрессивной внешней политики.

Между тем избранный президент Джо Байден, который однажды назвал Эрдогана автократом, как ожидается, будет более жестким по отношению к Турции, чем его предшественник.