Призыв к освобождению заключенных курдских журналистов

При режиме ПСР/ПНД СМИ в Турции практически полностью взяли под контроль. Лишь несколько журналистов все еще пытаются создавать независимые репортажи, несмотря на массовые репрессии.

При режиме ПСР/ПНД СМИ в Турции практически полностью взяли под контроль. Лишь несколько журналистов все еще пытаются создавать независимые репортажи, несмотря на массовые репрессии. 16 из этих независимых работников СМИ с июня находятся в тюрьме без предъявления обвинений.

Медиа-сфера в Турции когда-то считалась очень разнообразной. После почти 20 лет правления Эрдогана от нее почти ничего не осталось: критические репортажи считаются минным полем. По крайней мере 95% журналисткой работы соответствует государственным стандартам. Лишь несколько курдских и левых СМИ, несмотря на массовые репрессии, стараются правдиво освещать события. Это также объясняет, почему режим пытается прибрать их к рукам. Сейчас больше 80 журналистов в Турции сидят за решеткой. Большинство из них — работники средств массовой информаций, пишущих в традициях курдской прессы. Они — главные жертвы репрессий в стране. Чтобы обезвредить журналистов, их постоянно подвергают гонениям.

Политика «замалчивания» внедряется с 1990-х годов. Это создало атмосферу страха, где даже внесудебные казни работников курдских СМИ, которые писали репортажи, не вписывающиеся в идеологию правительства, были частью повестки дня. Методы репрессий, возможно, изменились. Критически настроенные журналисты больше не пропадают без вести — их сажают в тюрьмы. Что осталось неизменным, так это мужество курдских СМИ противостоять правителям, несмотря ни на что, и сообщать о происходящем.

Удар по ведущим журналистам

«16 из этих храбрых людей, преданных курдской прессе, сейчас находятся в тюрьме полгода без предъявления обвинений», — заявила сопредседательница Ассоциации журналистов «Диджле Фират» Диджле Мюфтуоглу на митинге в курдской столице Амеде в пятницу. Акцию, перед Дворцом правосудия поддержали Платформа журналисток Месопотамии, а также политические группы и организации гражданского общества региона. Арестованные журналисты, о которых идет речь, — это глава женского информационного агентства JinNews Сафие Алагаш, сопредседатель Ассоциации журналистов «Диджле Фират» Сердар Алтан, редактор информационного агентства «Месопотами» Азиз Орудж, два редактора курдскоязычной газеты Xwebun Мехмет Али Эрташ и Зейнель Абидин Булут, главный редактор агенства «Месопотамия» Омер Челик, ведущие Неше Топрак и Элиф Ингюр, операторы Мазлум Доган Гюлер, Ибрагим Коюнджу, Абдуррахман Онджу, Суат Догухан, Рамазан Геджикен, Лезгин Акдениз и Мехмет Шахин, а также Ремзие Темель, бухгалтер Piya Production.

Все еще нет обвинительного заключения

Все журналисты содержатся в двух тюрьмах строгого режима в Амеде по обвинению в «членстве в террористической организации». Как политические заключенные, они живут в крайне суровых условиях. Турецкие власти рассматривают сотрудничество с курдскими СМИ как «журналистскую поддержку» Рабочей партии Курдистана (РПК). Тем не менее им не предъявили обвинительное заключение.

«Свободная пресса не склонилась»

Диджде Мюфтюоглу, редактор агентства «Месопотамия», заявила: «Нет никаких доказательств этих якобы преступлений. Судебный иск против наших коллег — это чистый произвол, обвинения надуманны, а их арест политически мотивирован. В странах, где нет свободы выражения мнений, работники средств массовой информации в любом случае являются самой большой группой риска. Поэтому при режиме, возглавляемом коалицией ПСР-ПНД, стало нормой выставлять критические репортажи как терроризм, чтобы заставить СМИ замолчать. Однако свобода мысли и самовыражения — основа журналистики. Курдские СМИ чаще всего страдают от репрессий, потому что они публикуют большую часть критических репортажей».

Председательница Ассоциации журналистов «Диджле Фират» стояла под транспарантом «Свободная пресса не склонилась», на котором также были показаны фотографии в общей сложности 26 заключенных журналистов. После первой волны репрессий в июне в конце октября еще десять работников курдских СМИ были арестованы по обвинению в терроризме.

«Атака на свободу выражения мнений и прессу»

Мюфтюоглу назвала операцию против своих коллег «атакой на свободу выражения мнений и свободу прессы» и призвала турецкую судебную систему немедленно освободить арестованных журналистов. Она добавила: «Курдская пресса продолжит следовать по пути, проложенному такими пионерами, как Муса Антер и Гурбетелли Эрсез. Нас это не остановит. Свобода для журналистики!»