58 дней сопротивления: 1500 павших героев, 72 боевых самолета

В ходе Сопротивления века жители Африна дали отпор фашистской и наиболее технологически продвинутой армии НАТО. Эти бои продолжалось в течение 58 дней, в результате чего погибло около 1500 человек из числа мирных жителей и военнослужащих.

Оккупационная операция турецкого государства в Африне проводилась с одобрения США и была одной из самых жестоких в истории. Несмотря на заявление Эрдогана о том, что «мы войдем через неделю и разгоним их», турецкая армия и ее пособники из банд СНА потерпели поражение в первую же неделю. ОНС, ЖОС, асайиш (силы общественной безопасности), революционные силы, Народные дружинники Рожавы (Общественные силы безопасности) – (НДР), бойцы-интернационалисты и народ сражались вместе, плечом к плечу.

Двойная игра РФ

Основа для вторжения была заложена в ходе кампаний СДС против банд турецкого государства и оккупированных ИГИЛ* территорий в Шахбе, а также во время операций против ИГИЛ* в Манбидже. Во время кампаний в Манбидже и Шахбе турецкое государство поддержало своих марионеток и нанесло удары по силам СДС в обоих районах, а также в Африне.

Пока турецкое государство пыталось воспрепятствовать этим шагам, оно проводило политику угроз, пытаясь выстроить отношения с США и Россией. 24 августа 2016 года с одобрения США было достигнуто соглашение с Россией, и началась операция по оккупации Шахбы, которая стартовала из Джераблуса. Пока ИГИЛ* вышло из боев в нескольких местах, Турция противостояла СДС, которые вели военную кампанию против сил ИГИЛ* в Аль-Бабе. 20 октября 2017 года турецкое государство нанесло авиаудар по силам СДС, проводившим операции против ИГИЛ*. Эта атака унесла жизни 22 бойцов СДС. Россия, которая ранее оказывала воздушную поддержку СДС в ходе операции в Шахбе, заключила с Турцией сделку по Аль-Бабу против Алеппо, позволив турецкому противнику войти на сирийскую территорию в 2016 году.

Пока СДС проводили операции против ИГИЛ* вместе с силами коалиции на востоке Евфрата, ОНС достигли соглашения с Россией о противодействии турецкой угрозе в Африне. На основании этого соглашения российские военные заняли поселение Кеферджан в Шера, Африне, в марте 2017 года в качестве гаранта против угроз Турции, обустроив там наблюдательный пункт. После объявления о размещении российских войск в Африне Турция интенсифицировала свои атаки на Африн и Шахбу. В качестве гаранта российские военные обосновались в Шахбе в августе 2017 года.

Захватнические атаки Турции с ведома стран-гарантов

Оккупационная операция в Африне, как и похожая операция в Шахбе, была проведена после того, как Турция провела переговоры и получила согласие от стран-гарантов. Тайип Эрдоган фактически проговорился об этом, заявив: «Если мы договоримся с Россией, мы войдем в Африн, а если договоримся с США, то войдем в Манбидж».

Высказывание тогдашнего госсекретаря США Рекса Тиллерсона звучало так: «Мы подготовим пограничные силы численностью 30 000 человек для северной и восточной Сирии». Эти слова стали первым сигналом к вторжению. «Мы будем продолжать взаимодействовать с союзниками и партнерами, такими как Турция, в борьбе с терроризмом, в решении проблемы с террористической угрозой в Идлибе и обеспокоенности Турции по поводу членов РПК в других местах», – сказал Тиллерсон о реакции Турции на заявление США. Можно сказать, что послание американского чиновника звучало так: «Путь проложен».

Россия же вела торги с Турцией по поводу Гуты и Африна, обязываясь при этом сохранить свои гарантии в Африне. С начала января 2018 года артиллерийские удары турецких войск по Африну усилились. Эрдоган сообщил о начале операции по оккупации Африна в своей речи на съезде ПСР (Партии справедливости и развития) в провинции Элязыг 13 января 2017 года. «Вы увидите, как мы перевернем там все вверх дном меньше чем за неделю», – сказал президент Турции.

Даже после этого заявления Эрдогана российские официальные лица сообщили ОНС, что их войска будут продолжать выполнять функции гаранта. 19 января 2018 года, пока турецкая пресса пестрела заголовками в духе «Российские военные отступили из Африна», Россия отрицала этот вывод войск.

72 реактивных самолета на 3850 квадратных метров

После высказываний Эрдогана Африн подвергался обстрелу артиллерии в течение нескольких дней. Несмотря на все свои заверения, данные населению Африна, Россия ушла из Кеферджана 20 января 2018 года, что ознаменовало начало операции турецкого вторжения.

«Россия вывела свои войска в день, когда истребители нанесли удар», – сообщил журналист Агид Рож, который следил за событиями в Африне до вторжения и начала оккупационной операции турецких войск на местах. Рож добавил: «Они не предоставили ОНС никакой информации до вывода своих военных оттуда. Россия скрывала свое соглашение с Турцией до дня нападения, а когда они резко отошли, то подготовили так почву для операции вторжения».

20 января 2018 года в 16:10 по местному времени 72 турецких истребителя атаковали Африн, ударив по небольшому району общей площадью в 3850 квадратных метров. В ходе первой атаки турецкие самолеты атаковали около 180 гражданских и военных зданий в центре города, районах и деревнях Джандарис, Раджо, Шера, Шерава и Мабата. Помимо воздушной бомбардировки Африна турецкое государство и его наемники использовали военную артиллерию для ударов по Шахбе. В 17:00 турецкое государство объявило о начале кампании «Оливковая ветвь», операции по вторжению в Африн, который славится своими оливковыми садами.

Атаки КНС и ИГИЛ* на суше

Турецкое государство, которое начало операцию вторжения, используя в ходе этих боевых действий 72 реактивных самолета и сотни артиллерийских орудий 20 января, 21 января 2018 года начало наземную агрессию в Африне, действуя с 7 позиций, включая Азаз на востоке от города, Килис на севере, Хатай на западе и лагерь беженцев в Атме на юго-западе.

В первый день наземного наступления Турция била по деревне Хамам в Джандарисе, возвышенности в районе населенного пункта Кевире Кер в Раджо и стратегически важной возвышенности Кастель Джиндо на линии границы Африн-Азаз-Килис. После интенсивной бомбардировки Турция заставила своих союзников начать наступление на Африн в сопровождении авиации разведки, нанеся удары по семи населенным пунктам с трех направлений. Турция также спустила с поводка наемников ССА, ИГИЛ* и «Ан-Нусры»* после того, как 30 декабря 2017 года завербовала их группировки, реформировала и объявила их Сирийской национальной армией (СНА).

В операции по вторжению приняли участие около 25 000 наемников из таких бандформирований, как Бригада Самарканд, «Лива аш-Шамаль» и множество других. Представители КНС признали, что в операции по вторжению участвовали 6 бандформирований, связанных с ними под названием Бригада Самарканд.

Захватчики были разбиты в первую неделю

Силы ОНС, ЖОС, Джабхат аль-Акрад, Сейш аль-Сивар, асайиш, НДР и Парастин Аркахве занимали позиции по всему Африну и сражались плечом к плечу. Сотни мирных жителей Африна присоединились к НДР и вышли сражаться на передовую, чтобы противостоять захватчикам.

Вопреки хвастливым словам Эрдогана о том, что «мы возьмем Африн за неделю», самая крупная фашистская сила НАТО, турецкая армия, и ее наемники из СНА, поддерживаемые ИГИЛ* и Аль-Каидой*, были разбиты в первую же неделю теми, кто присоединился к Сопротивлению века. Оккупационные силы, которым удавалось войти в некоторые поселения без единого выстрела после интенсивных воздушных и наземных бомбардировок, были вытеснены почти из всех районов, в которые они успели войти до того.

26 января 2018 года на круглом столе, посвященном операции турецкой армии в Африне, вице-президент Института стран СНГ, российский военный эксперт Владимир Евсеев дал оценку этой операции с военной точки зрения, заявив: «Турецкая армия, которая воюет меньше недели, застряла там. Это самая неудачная военная операция, которую только можно себе представить». Евсеев утверждал, что, несмотря на то, что Турция атаковала Африн при помощи 72 боевых самолетов и била по военным силам и гражданскому населению, пользуясь всеми методами НАТО, этих авиаударов все же оказалось недостаточно. Турции дали перспективу наносить больше авиаударов и использовать больше войск и наемников в операции по оккупации Африна.

Не осталось ни одной высоты, которая не подверглась бы бомбардировке

Каркар Африн, в то время член командования ОНС в Африне, позже рассказывал, что погодные условия изначально были благоприятными для бойцов сопротивления Африна: «Первые несколько дней шел дождь и стоял туман. Враг применял очень агрессивную тактику, но наши товарищи отвечали ему раз за разом, используя преимущества погодных условий. Они уничтожали врага. Когда дождь прекратился, оккупантам стало проще применять свои методы. Они безжалостно использовали реактивные, разведывательные самолеты и взрывчатку. Я думаю, что в Африне нет ни одной высоты или точки, на которую не упали бы сотни тонн бомб во время тех боев. Они атаковали очень жестоко. Наши силы вели самоотверженную борьбу».

Отважное сопротивление

Каркар Африн заявил, что на многочисленных фронтах Африна развернулось широкое и самоотверженное сопротивление, и рассказал о некоторых фронтах и героях Сопротивления так: «Огромное сопротивление возникло под руководством Раджо и героически погибшего товарища Умута Али.

В течение нескольких дней товарищ Умут наносил сильнейшие удары врагу на линии фронта Гунде-Куда-Адеме. Они не могли приблизиться к позиции Раджо, пока он не погиб. Более недели на линии Джандариса, особенно в поселении Хамам, под руководством павшего героя Артеша было сформировано мощное сопротивление. Они атаковали, как могли, но были не в силах продвинуться вперед, пока Артеш не пал на поле боя. Турецкие военные и члены парамилитарных бандформирований много раз входили в поселение, но их выбивали оттуда наши товарищи. Около недели или десяти дней на линии Бильбиле под руководством товарищей Шервана Амеда и Мазлума Джигара сформировалось сильное сопротивление, особенно в Шех Хурзе. Как только они приближались, наши товарищи давали им отпор и оттесняли их. Чем дальше продвигался противник, тем больше наши ударов наносили ему товарищи, убивали солдат врага и снова отвоевывая населенный пункт.

Бои и сопротивление затянулись надолго. Товарищ Кахраман оставался на линии боев у деревни Бахче 45 дней. Таковы были масштабы атак противника. Этот фронт не сдавался ни на минуту. Только когда в результате воздушного удара товарищ Кахраман погиб, враг смог продолжить свое наступление. На линии Шера турецкие войска использовали все свои средства, чтобы атаковать высоту в Кастель Джиндо, но сопротивление там продолжалось 9 дней. Они смогли войти туда только через 9 дней, используя все свои ресурсы, атакуя днем и ночью с помощью самолетов и танков. Многие из моих погибших товарищей сыграли решающую роль в этом сражении. Товарищ Арманч выполнил множество операций на линии Мабата. Там даже сбили вертолет. Этот фронт видел множество актов самопожертвования. Многие товарищи самоотверженно атаковали врага, и многие из них пали смертью храбрых».

«Мы сражались с самолетами, а не с людьми»

Каркар Африн отметил, что Сопротивление века имело преимущество до первых 45 дней кампании вторжения, и продолжил свой рассказ:  «Противнику было сложно продвигаться вперед. Чем активнее они пытались продвинуться вперед, тем больше потерь они несли. Но это был не рукопашный бой. Это была скорее атака с использованием техники. Конечно, это был жестокий военный конфликт. Они расстреливали людей и совершали массовые убийства. Из-за резни многие люди были вынуждены бежать из своих деревень.

Захватчики не подходили близко ни к одному поселению, где находились наши товарищи. Сначала они атаковали поселение, используя реактивные самолеты, вертолеты, самолеты-разведчики и танки, практически уничтожая населенный пункт. Они могли войти в деревню только убедившись, что в ней больше никого нет. В результате воевать было не с кем. Создавалось впечатление, что в противостоянии с их стороны участвует по большей части техника. Несмотря на это, им не удалось войти в Африн легко. Товарищи нанесли им значительный урон, когда били по противнику во многих местах. Тысячи из них погибли».

Тысячи курдов, арабов, сирийцев, туркоманов, черкесов, курдов-езидов, армян и людей многих вероисповеданий из различных городов северной и восточной Сирии отправились в Африн, несмотря на тихую поддержку оккупации международными силами и государствами международной арены. Операции «живой щит» начались в первую неделю февраля и продолжались до середины марта. Курды из Шенгала, южного Курдистана и восточного Курдистана также принимали участие в акциях «живого щита». Несмотря на то, что Турция разбомбила некоторые колонны «живого щита» прямо на их маршруте, демонстрации продолжались.

«Весь мир оставил Африн в одиночестве», – заявил журналист Агид Рож и добавил: «Тем не менее, рискуя жизнью, население северной и восточной Сирии, а также достойные курды со всего Курдистана устремились в Африн. В результате этого обстоятельства жители Африна обрели высокий моральный дух. В Африне был такой дух сопротивления, что арабы, черкесы, сирийцы и интернационалисты участвовали в сопротивлении все вместе, и кровь их смешалась на полях сражений».

Школы, больницы, источники водоснабжения страдали от бомбежек

Когда Турция не смогла добиться значительного продвижения на суше в течение примерно 45 дней, она начала совершать преступления против гражданского населения, чтобы заставить население сдаться и вынудить его бежать. Несмотря на то, что чудовищные оккупационные удары по Африну транслировались в прямом эфире турецкого телевидения, ООН и международные правозащитные организации продолжали молчать, якобы не видя и не слыша ничего.

Турецкое государство отнимало все больше жизней мирных жителей при молчаливом участии иностранных держав и организаций. В течение 58 дней захватчики атаковали население Африна с чудовищной мстительностью и яростью. При этом они били по источникам водоснабжения, хлебопекарням, машинам скорой помощи и школам города, чтобы вынудить население бежать. Водохранилище Мейданке, которая обеспечивает большую часть потребностей Африна в воде, было разбомблено турецкими войсками.

В период с 20 января 2018 года по 18 марта 2018 года 31 школа в Африне и его районах подвергалась воздушным и наземным ударам. В результате этих актов военной агрессии погибли 13 учащихся. В ходе этих атак турецкое государство и его наемники также разрушили такие исторические места, как Айн-Дара, Неби-Хури, Гре Иска, Дер Белут и Гре Джандарисе.

При этом турецкие самолеты наносили удары по десяткам медицинских клиник и хлебопекарен. 16 марта турецкие самолеты ударили по больнице Аврин, главному медучреждению в Африне. В тот же день удары истребителей отняли жизни 35 мирных жителей в районе Махмудие.

По данным Совета здравоохранения кантона Африн, в первый месяц атак захватчиков были убиты 176 мирных жителей, включая 27 детей и 21 женщину, а ещё 484 человека были ранены, включая 60 несовершеннолетних и 71 женщину. По заявлению правозащитной организации Африна, сделанному в декабре 2020 года, за 58 дней Сопротивления века захватчиками было убито 498 мирных жителей.

Администрация кантона Африн приняла решение об эвакуации населения

16 марта администрация Африна приняла решение об эвакуации жителей, поскольку мирные жители подвергались нападениям и возросла угроза массовых убийств. Из-за турецкой оккупации около 300 000 жителей Африна, население которого составляет около 500 тысяч человек, были вынуждены мигрировать в Шахбу в период с 16 по 18 марта.

В пресс-релизе, выпущенном в Шахбе 18 марта, демократическая Автономная администрация кантона Африн заявила, что «сопротивление в Африне вышло на новую фазу, после чего было принято решение эвакуировать жителей из города, чтобы предотвратить огромную гуманитарную трагедию. Согласно этому заявлению, к 58-му дню сопротивления 500 мирных жителей, включая детей, женщин и стариков, погибли, 1030 мирных жителей были ранены. Также погибли 820 бойцов, сражавшихся на фронтах Африна.

2422 оккупанта были убиты

В заявлении, опубликованном в январе 2019 года, ОНС обнародовали итоговый баланс 58-дневного первого этапа Сопротивления века. Согласно этому заявлению, в течение 58 дней турецкое государство нанесло 1098 авиаударов и 3577-4000 ударов из тяжелого оружия по Африну. При этом бойцы Сопротивления века провели не менее 900 акций против оккупантов. В результате этих действий были уничтожены два вертолета, два беспилотных летательных аппарата, 122 военных бронированных автомобиля и танка, два начиненных бомбами автомобиля и один мотоцикл с заложенным взрывным устройством. Также были повреждены 32 военных автомобиля противника. В результате действий бойцов сопротивления были убиты 2422 захватчика.

Институт семей павших героев Рожавы сообщил ANF, что с 20 января 2018 года на полях сражений погибли 987 бойцов Сопротивления века. Институт заявил, что сбор данных о погибших бойцах и героях Сопротивления века продолжаются.

* - террористическая организация, запрещена в РФ