Кто предал иранского журналиста Рухоллу Зама

Тайна окружает захват иранского журналиста-диссидента.

Рухолла Зам, иранский журналист и оппозиционер, был повешен в тюрьме Эвин 12 декабря. Он был признан виновным в «распространении коррупции на Земле» – общеизвестный термин, используемый иранским режимом для осуждения тех, кого режим преследует за политическую деятельность или шпионаж.

Зам, находившийся в тюрьме с октября 2019 года, был основателем и директором популярного Телеграмм-канала и форума под названием Amad News, который передавал свежую информацию о демонстрациях и протестах, охвативших Иран в 2017 и 2018 годах. Канал, у которого было 1,4 миллиона подписчиков, подробно рассказывал о предстоящих протестах и чиновниках, бросающих вызов режиму.

Охват и влияние новостей, которые выпускал Амад, по-видимому, привели к решению режима ликвидировать его. Журналист жил в Париже с 2011 года. Корпус стражей исламской революции (КСИР), согласно имеющимся данным, провел сложную операцию по заманиванию Зама в Ирак, откуда он был похищен и доставлен в Иран.

Подробности этой операции еще не раскрыты, но случившееся бросает тень на иранские диссидентские и оппозиционные сообщества в Европе и одновременно указывает на степень влияния Тегерана на Ирак.

Итак, что мы знаем о процессе, с помощью которого Рухоллу Зама заманили в Ирак, а затем увезли в Иран? Во-первых, важно отметить, что для иранского диссидента покинуть безопасную Франции ради Ирака само по себе является опрометчивым поступком, граничащим с безрассудством. Ирак сегодня в значительной степени является оккупированной Ираном территорией. Подобно ситуации в Ливане, влияние Тегерана распространяется вглубь структур управления Ираком и его сил безопасности.

Влиятельные шиитские проиранские ополченцы, такие как организация «Бадр», оказывают влияние в министерстве внутренних дел. Через структуры Сил народной мобилизации (СНМ – шиитские вооруженные ополчения, созданные в Ираке при поддержке иранского режима. – Прим) органы КСИР играют официальную роль в защите [иракского режима]. (Многочисленные бригады СНМ, контролируемые Ираном, ведут борьбу против ИГИЛ, подвергают ракетным обстрелам американские силы в Ираке и одновременно подавляют оппозиционное движение, тем самым обеспечивая выживание правящим партиям в Багдаде. Сами эти партии, такие как блок «Сайрун» (Перемены) Мукдаты Садра и блок «Фатх» (Победа), связанный с главой группировки «Бадр» Хади Амири, также тесно связаны с Ираном и взаимодействуют с ним. Иранцы могут контролировать назначения руководителей основной контртеррористической силы и ядра иракской армии – элитной Золотой дивизии. – Прим.).

Среди мест, где Иран через своих доверенных лиц поддерживает свое присутствие, – международный аэропорт Багдада. Вопреки первоначальным сообщениям о том, что журналист был похищен на улице, последние данные свидетельствуют о том, что Зам был задержан в аэропорту официальными иракскими властями, а затем переправлен через границу в Иран. Согласно сообщению BBC Persian от 16 октября 2019 года, «информированный источник в иракском правительстве» подтвердил, что Зам был задержан иракской разведкой более чем на сутки, а затем экстрадирован в Иран в соответствии с соглашением об экстрадиции.

Следует отметить, что соглашение об экстрадиции между Ираком и Ираном действительно существует, но текст соглашения разрешает любой стороне игнорировать просьбу об экстрадиции, если лицо, выдача которого была запрошена, подозревается в совершении политического преступления. Этот пункт был включен, как сообщает BBC Persian, из-за присутствия членов иранской оппозиционной группы MEK (Муджахедин-э-Хальк, ОМИН – Организациями муджахедов иранского народа) на иракской земле, чтобы избежать осложнений, если Багдад откажет Ирану в просьбе об экстрадиции.

Очевидно, что, когда дошло до дела Рухоллы Зама, иракские власти не нашли оснований ссылаться на эту оговорку, несмотря на явно политический характер преступлений, в которых его обвиняли.

Почему Зам вообще уехал в Ирак? Слабый и скомпрометированный характер иракского государства не является секретом и хорошо известен иранским диссидентам. Зам, несомненно, понимал, на какой риск он идет, и последующие показания подтверждают, что его жена и коллеги пытались отговорить его от поездки.

Так чего же он хотел добиться? Здесь история становится еще более мрачной. Газета Le Figaro во время ареста Зама сообщила: «Революционная гвардия (КСИР) начала с того, что послала к нему в Париж молодую женщину, которая, по-видимому, убедила его поехать в Ирак, чтобы встретиться с аятоллой Али аль-Систани, лидером иракских мусульман-шиитов и соперником Али Хаменеи, главы иранского режима».

Ряд иранских оппозиционных сайтов называют женщину, о которой идет речь. Это некая Ширин Наджафи Заде, администратор Amad News. (Она также носит имя Судабех Хорсанд). Согласно утверждениям, которые сейчас широко циркулируют на иранских оппозиционных форумах, Наджафи Заде не исключила возможности встречи с аль-Систани. Она обратилась к Заму, заявив, что сама находится в контакте с офисом Систани и что последний заинтересован в финансировании нового телеканала, чтобы транслировать послание оппозиции иранскому режиму.

Согласно заявлению друга Зама, сделанному иранскому оппозиционному медиаканалу, Наджафи Заде разговаривала с Замом из Ирака и утверждала, что у нее есть крупное денежное пожертвование от офиса Систани (в размере 15 миллионов евро в банкнотах по 500 евро, согласно заявлению), которое должно было сделать возможным запуск нового телеканала Zam во Франции. Она попросила Зама поехать в Ирак, чтобы забрать деньги и привезти их в Париж. Это, по словам друга Зама, и было той приманкой, которая заманила Рухоллу Зама в Ирак, где он, естественно, был немедленно арестован.

Ширин Наджафи Заде, которая сейчас, как сообщается, скрывается, выступила с заявлением, опровергающим эти утверждения. Она заявила, что на самом деле пыталась помешать Заму поехать в Ирак. Эти обвинения вызвали бурю в иранских оппозиционных кругах.

Иранские оппозиционные активисты также возмущены тем, что, по их мнению, французские власти не предприняли адекватных усилий для спасения Зама в течение 14 месяцев, которые он находился под стражей до своей казни.

Недавнее убийство иранского ученого-ядерщика и бригадного генерала КСИР Мохсена Фахризаде в районе Тегерана выявило собственные уязвимые места иранского режима в плане его безопасности. Однако, как представляется, когда дело доходит до преследования и затыкания рта своим гражданским противникам, режим оказывается несколько более эффективным.

Подробности похищения и судебного убийства Рухоллы Зама свидетельствуют о глубоком проникновении иранских государственных органов в оппозиционные круги и, что не менее важно, о том, в какой степени некоторые органы официального иракского государства теперь открыто выполняют приказы Тегерана.