«Новый халиф ИГИЛ находится в Турции»

По словам члена ИГИЛ Танера Сабри Гёреноглу, новый халиф ИГИЛ со своими людьми был или до сих пор пребывает в Турции.

Танер Сабри Гёреноглу – личность из непосредственного окружения нового «халифа» ИГИЛ* Амира Мухаммеда Абдул Рахмана аль-Мавли аль-Сальби, известного под псевдонимами Абдулла Кардаш и Хаджи Абдулла. Гёреноглу происходит из арабского меньшинства Хатая и в данный момент находится в плену у сирийских демократических сил (СДС). Корреспондент ANF Беритан Сария смог провести с ним интервью и получить эксклюзивную информацию о новом лидере ИГИЛ.

32-летний Гёреноглу познакомился с идеями так называемого Исламского государства (ИГИЛ) в 2009 году в Стамбуле, а в 2014-м присоединился к террористическому ополчению. Сначала он обучался на снайпера, затем работал под командованием аль-Сальби в финансовой администрации террористической организации. Он отвечал за сбор «налогов» и другие доходы в Сирии, выплату денег и перевод средств в Ирак. В августе 2017 года он был арестован в Манбиже секретной службой СДС, когда пытался вместе с семьей бежать в Турцию.

В эксклюзивном интервью ANF Гёреноглу, также известный как Абу Зейнеп Турки, делает показательные заявления о нынешнем главе ИГИЛ аль-Сальби.

По словам Гёреноглу, аль-Сальби и двое его людей бежали в Турцию до того, как он сам попытался выехать туда в августе 2017 года. Также, по его словам, смерть бывшего лидера ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади была весьма выгодна Турецкому государству.

«Туркмен Хаджи Абдулла – самый влиятельный человек после Багдади. Все туркмены всегда были близки к Турции, и это отвечает интересам турецкой разведывательной службы MIT», – говорит он.

Гёреноглу утверждает, что Хаджи Абдулла изменит доктрину ИГИЛ: «Учение Хаджи Абдуллы отличается, и сам он не похож на Багдади. Его доктрина не такая жесткая, как у Аднани (Таха Субхи Фалаха) и Фуркана (Ваил Адил Хасан Салман аль-Файад). Он будет мягче по отношению к Турции и «Аль-Каиде». Он предоставит себя Турции и «Аль-Каиде» и заключит с ними сделку».

В Турцию через Идлиб

Танер Сабри Гёреноглу утверждает, что новый халиф ИГИЛ был или до сих пор пребывает в Турции вместе со своими людьми, добавляя: «Я знаю, что Абдулла отправился в Идлиб в феврале 2017 года и собирался оттуда перебраться через границу. Он должен был въехать в Турцию вместе с Муратом Кардашем и Лейсом Абушем. Я слышал это от братьев и от самого Абуша, который сказал мне: «Мы поедем в Турцию». Когда я спросил его, что делать мне, он ответил: «Мы сообщим тебе, когда ты должен будешь уехать».

На вопрос о том, возможно ли, что Абдулла остался в Идлибе, он отвечает: «Не думаю, что он останется в Идлибе, являющемся зоной конфликта. Он хромает, и из-за этого у него могут быть трудности. Он придает большое значение безопасности. В ССА (Свободной сирийской армии) и других джихадистских группах в Идлибе много шпионов США, что делает Идлиб уязвимым. Турция для Хаджи – самое безопасное место. Он мог перебраться в Турцию тайно. Он будет скрываться не от Турции, а от США».

Гёреноглу рассказывает, что через несколько месяцев после того, как Хаджи Абдулла и его люди покинули Идлиб, чтобы въехать в Турцию, он, как и говорил ему Абуш, получил приказ перебраться через границу. Далее он продолжает: «По указанию Абдуллы я пытался уехать в Турцию. Они прислали мне записку, в которой приказали отправляться в Турцию в 8-м месяце (август), чтобы получить там новые задания. Вместе с семьей мы покинули Абу-Хашаб и перешли на территорию ОНС. Шесть дней мы провели в Манбиже, а потом нас захватили СДС (Сирийские демократические силы)».

«Хаджи Абдулла учил нас сам»

Далее Гёреноглу рассказывает о том, почему ИГИЛ не организовало ему безопасную переправку через границу, несмотря на то, что он покидал регион по приказу Хаджи Абдуллы: «С 2015 года я притворялся гражданским, чтобы во что бы то ни стало выполнить свою миссию. Я арабского происхождения и хорошо знаю арабский язык. Поскольку моя жена была сирийкой, нам было бы легче уйти вместе с гражданскими лицами. Хаджи Абдулла наставлял нас долгое время. У нас была иная система общения. Мы не посещали собраний, ни с кем не общались. Хаджи и сам не участвовал ни в одном сборе».

Хаджи Абдуллу сопровождают несколько человек, которые заслужили его доверие. Это проверенные люди, поэтому он им верит. Он никому не показывает своих людей. У него нет системы вертикали власти, а это значит, что он не общается с другими людьми через своих помощников. Он сам связывается с ними, исключая участие третьих лиц, которые могут напридумывать отсебятины. Мы не очень часто выходим на передний план в организации».

Танер Сабри Гёреноглу приводит следующую информацию о Лейсе Абуше и Мурате Кардаше, которые, как он утверждает, отправились с Хаджи Абдуллой в Турцию: «Абуш – это левая рука Абдуллы. Абдулла главным образом направляет его для решения военных задач. Он знает военное дело. Абдулла бросает его в критические точки и передает ему всю ответственность за эти места. Сам он иракский туркмен, до того служил солдатом Саддама, потом был в рядах Иракского Исламского Государства и ИГИЛ. Еще его любят среди туркмен. Мурат Кардаш – один из самых близких людей Абдуллы. В то же время он служит жене Абдуллы Зюбейде. Он ее телохранитель и идет с ней туда, куда та захочет. Я не знаю, насколько они близки, но Кардаш может быть родственником Абдуллы».

Хаджи Абдулла – самый сильный кандидат после Багдади

По словам Гёреноглу, он догадался, что Абдулла станет преемником Багдади: «Хаджи Абдулла – старожил и популярен в организации. Других высокопоставленных лиц в ней не осталось - все были убиты. На самом деле, ближе всего к халифату был Хаджи Абдулнасыр (Таха Абдуррахим Абдулла, находящийся под стражей у СДС), но своими заявлениями он породил конфликт в организации. Он был слишком радикален, и его выгнали. Хак Хамид слаб с точки зрения идеологии. По этой причине самым сильным, и, возможно, единственным кандидатом, стал Хаджи Абдулла».

Гёреноглу утверждает, что Америка не могла провести операцию против Багдади без ведома турецкой разведки: «Это просто уму не постижимо. Турецкая разведка могла даже поделиться информацией о Багдади – он не был человеком, близким к Турции. Турецкая разведка за несколько дней узнает о любой операции, которая будет проводиться в этом районе. Американские чиновники явно пытались обелить Турцию. Скорее всего, было известно, что в Идлибе должна состояться операция, и кто станет ее целью: либо «Фронт ан-Нусра», либо ИГИЛ. Даже если турецкая разведка оказалась проинформирована об операции за 15 минут до ее начала, они могли бы уведомить Багдади и дать ему возможность сменить местоположение. Так что это очевидно: они попросту не пожелали его предупредить».

«Убийство Багдади на руку Турции»

Гёреноглу отмечает, что убийство Багдади больше всего послужит целям Турции: «Туркмен Хаджи Абдулла – самый влиятельный человек после Багдади. Все туркмены всегда были близки к Турции, и это отвечает интересам турецкой разведывательной службы MIT. В конце концов, если Турция не проинформировала Багдади, несмотря на то, что знала о готовящейся операции, это, должно быть, произошло из-за желания Турции, чтобы Багдади был убит и заменен их человеком, а они смогли объединить свои силы с ССА. Возможно также, они хотят использовать своего ставленника против РПК и сирийского режима.

По большому счету, не Багдади, управлял ИГИЛ. Иракские туркмены – вот кто руководил и консультировал Багдади. Например, основные дела в ИГИЛ делают Лейс Абуш, Хаджи Абдулла и Хаджи Абдулнасыр. Другими словами, ИГИЛ – это по существу туркмены, а всем известно, что туркмены, будь то гражданские или ИГИЛ, сочувствуют Эрдогану. Бог знает, сколько людей у туркменской разведки. И все просто обожают Турцию».

«Они используют ИГИЛ против РПК и других сил»

Танер Сабри Гёреноглу говорит о конфликте внутри ИГИЛ между ее радикальным крылом, называемым «внешними», и крылом близким к «Аль-Каиде», называемым «оппозицией», тянущемся с 2017 года. Он и Хаджи Абдулла принадлежат к «оппозиции».

Гёреноглу также утверждает, что Хаджи Абдулла приблизит ИГИЛ к Турецкому государству: «Учение Хаджи Абдуллы отличается, и сам он не похож на Багдади. Его доктрина не такая жесткая, как у Аднани (Таха Субхи Фалаха) и Фуркана (Ваил Адил Хасан Салман аль-Файад). Он будет мягче по отношению к Турции и «Аль-Каиде». Он предоставит себя Турции и «Аль-Каиде» и заключит с ними сделку. Турция не упустит своей выгоды и использует его в борьбе с РПК, определив ее как «общего врага», и предложит предпринять что-то совместно. В конце концов, такие как Абу Ханзала держали людей, которые планировали присоединиться к ИГИЛ в рамках идеологии «джихада против РПК». Это политика Турции, они хотят заставить ИГИЛ бороться против РПК. После ССА Турция захочет сформировать себе еще одну армию вместе с ИГИЛ».

«Новое учение будет близко к «Аль-Каиде»

Танер Сабри Гёреноглу говорит, что ИГИЛ объявит о своей новой доктрине, которая, по его словам, будет близка к «Аль-Каиде». «Я уверен, что будет новая доктрина (контракт) и об этом будет заявлено публично, поскольку люди все еще задаются вопросом, будет ли в ИГИЛ преобладать доктрина Аднани или Хаджи Абдуллы. Я придерживаюсь мнения, что будет заключен мирный договор с «Аль-Каидой», той самой организацией, которая считает Турцию мусульманской страной, и которая не будет сбивать в Афганистане турецкие вертолеты».

По словам Гёреноглу, он не ожидает, что ИГИЛ в данный момент предпримет какие-либо действия против Европы, поскольку организация переживает процесс восстановления. Он продолжает: «Местами их восстановления являются Турция и удерживаемые Турцией районы в Сирии. Однако, как только им полегчает, они смогут участвовать в различных операциях.

Алакат Хариция (Команда иностранных операций) в настоящее время находится в процессе самоорганизации и создания своих ячеек. Саркози и Эрдоган – не одно и то же. Их нельзя сопоставлять в едином масштабе. Конечно, Эрдоган лучше. Он предоставляет нам жизненное пространство. Мы можем свободно жить, работать и восстанавливаться в Турции, где на данный момент, вероятно, находится около 25 000 верных членов ИГИЛ. Большинство из них те, кто приехал из Сирии и Ирака. Есть и те, кто явился из-за рубежа. Все собрались вместе в Турции, включая тех, кто свободен, находится по тюрьмам, а также арестованных и отпущенных на свободу.

Спрятаться в тюрьме

В тюрьме, где Танер Сабри Гёреноглу содержится уже более двух лет, он скрывается от других членов ИГИЛ. Другим членам ИГИЛ, находящимся в заключении в той же тюрьме, он представляется как разорвавший связь с организацией, притворяясь, что более радикален по части идеологии, и скрывая свое прошлое в организации.

По его словам, Хаджи Абдулла в настоящее время находится в Турции. Некоторые другие члены ИГИЛ, которые были захвачены СДС в Хажине и Багхузе, утверждают, что Хаджи Абдулла мог все же периодически бывать в регионах Идлиб и Африн. Почти все в ИГИЛ знают аль-Сальби под именем Хаджи Абдулла или Абдулла Кардаш.

Член ИГИЛ, не желающий, чтобы его имя упоминалось, заявил, что в 2017 году аль-Сальби переправил некоторых из своих людей в Турцию. Соответственно, один из этих людей – Абу Хасан Хикра из Хайят аль-Хикра (подразделение эмиграции), который был отправлен Хаджи Абдуллой в Турцию в 10-м или 11-м месяце 2017 года.

*-террористическая организация, запрещенная на территории РФ