Переговоры России и Турции провалились. Что дальше?

Российско-турецкие переговоры в Москве снова завершились провалом, и турецкая делегация уехала, не сделав каких-либо заявлений. В каком направлении развиваются события?

Вчера России и Турции не удалось достичь понимания относительно эскалации напряженности в Идлибе после провала двух предыдущих раундов в Анкаре.

После объявления о завершении переговоров представитель правящей Партии справедливости и развития Турции сказал: «Анкара четко и ясно заявила российской стороне, что она предприняла необходимые военные приготовления для того, чтобы вернуть сирийскую армию к границам Сочинского соглашения, если она не будет выведена».

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу ранее предположил: «Если переговоры в Москве не дадут никакого результата, то в ближайшие дни скорее всего состоятся президентские переговоры».

Напряженность между сторонами обострилась на фоне операции сил сирийского режима при поддержке России в сельской местности Идлиба и Алеппо, в ходе которой им удалось взять под свой контроль важные объекты, такие как Маарат ан-Нуман, Саракеб и трассу М5 и обезопасить окрестности Алеппо, а также на фоне убийства турецких солдат.

Провал ожидался

Об этом наше агентство поговорило с политическим аналитиком и экспертом по Турции Хоршидом Дели, который сказал: «Провал турецко-российских переговоров в Москве ожидался из-за противоречивой повестки дня обеих сторон в Идлибе, а также после установления контроля сирийской армии и ее союзников над обширными районами в сельской местности Идлиб и Алеппо.

Турция требует, чтобы сирийская армия покинула районы, которые она недавно взяла под свой контроль, и вернулась в район «деэскалации». Россия же считает Турцию ответственной за невыполнение соглашений Сочи и Астаны и уверена, что новая ситуация требует новых договоренностей, которые отмечают прогресс сирийской армии и ее контроль над международными трассами. То есть, по мнению Москвы, требуется урегулирование ситуации с безопасностью на границах, а не выживание прямого влияния Турции».

Что касается вариантов Турции, Дели подчеркнул: «Перед провалом переговоров Турция, похоже, сталкивается с трудными вариантами: либо пойти на конфронтацию с сирийской армией и русскими – а это политическое самоубийство, – либо положительно отреагировать на российскую точку зрения. Поэтому всеобщее внимание сконцентрировано на предстоящей встрече Путина и Эрдогана.

Фактически доведение дела до этой критической точки является свидетельством провала турецкой стратегии в отношении сирийского кризиса, с одной стороны».

Что требуется от сирийских сил?

В заключение Дели сказал: «С другой стороны, этот провал требует, чтобы все сирийские силы, и я имею в виду, в частности, сирийское правительство и Силы демократической Сирии, сформировали единый фронт при поддержке России для освобождения остальных сирийских земель от Атмы в Идлибе до Сарекание в Хасаке, чтобы освободить их от турецкой оккупации в качестве отправной точки для перехода к политическому урегулированию сирийского кризиса».